Меню
Бесплатно
Главная  /  Диеты  /  Подросток достоевский герои. Роман-воспитание «Подросток» Ф.М. Достоевского. Литературное направление и жанр

Подросток достоевский герои. Роман-воспитание «Подросток» Ф.М. Достоевского. Литературное направление и жанр

Глава первая

Роман построен в форме записок-исповеди 19-летнего выпускника гимназии Аркадия Долгорукого. Аркадий начинает записки 19 сентября. Он незаконнорожденный сын Макара Ивановича Долгорукого, дворового господ Версиловых. Отец Аркадия – Андрей Петрович Версилов, который овдовел в 25 лет, имея сына и дочь. Дети воспитывались у родственников жены, Фанариотовых.

При имении Версилова находилась тётушка Татьяна Павловна Пруткова. Она одобрила брак Долгорукого с 18-летней дворовой, сиротой Софьей Андреевой, с отцом которой тот дружил. Случилось это за 22 года до описываемых событий, ещё при крепостном праве. Отец Софьи при многих свидетелях завещал Макару перед смертью взять её за себя.

Полгода спустя в имение приехал Андрей Версилов. Будущая мать Аркадия не была красавицей, но Версилов полюбил её и таскал с собою всю жизнь. Согрешив, влюблённые покаялись. Версилов рыдал на плече Макара Ивановича.

Версилов выкупил мать Аркадия у Макара Ивановича за 3 тысячи. Когда он уезжал надолго, оставлял её на попечении Татьяны Павловны. Они жили в Москве, за границей, в Петербурге. Через год появился Аркадий, ещё через год – его сестра Лиза, через 10 лет – младший брат, умерший младенцем.

Макар Иванович писал жене письма два раза в год, благословляя детей. Он странствовал по городам и монастырям. Раз в 3 года Макар Иванович по неделе жил дома.

Аркадий не жил дома до 19 лет, мать видел 2-3 раза мельком. В 19 лет, после окончания гимназии, он решил порвать с родными, поэтому написал, чтобы денег на его содержание не присылали. Версилов вызвал сына письмом в Петербург.

Сестру Аркадий увидел впервые в жизни, приехав в Петербург. Семья жила почти в нищете, так что Аркадий тайно отдал матери 60 рублей, которые накопил из карманных денег за 2 года. Мать и сестра зарабатывали шитьём, Версилов не бросал дорогих привычек, брюзжал и был деспотичен.

Уже год длился процесс, в котором Версилов пытался выиграть у князей Сокольских наследство – имение в 70 тысяч. Это было уже четвёртое наследство, три других Версилов прожил.

Год назад Версилов был выгнан из общества за скандальный поступок в Германии. За этот поступок один из князей Сокольских дал ему пощёчину, а Версилов не ответил вызовом, будто признав свою вину. Аркадий приехал, чтобы узнать правду и судить своего отца.

Глава вторая

С первого дня приезда в Петербург Аркадия отдали в частное место службы – в доме у князя Николая Семёновича Сокольского, богача и тайного советника, который был не родственником, а только однофамильцем бедняков Сокольских, судившихся с Версиловым. Старик Сокольский был другом Версилова, но перестал с ним общаться из-за бесчестного поступка Версилова в Германии, касавшегося его семейства. Служба Аркадия состояла в том, чтобы тешить старика, с которым полгода назад случился нервный припадок.

19 октября Аркадий получил первое жалование 50 рублей. В этот день должна была приехать дочь старика Сокольского, молодая вдова Катерина Николаевна Ахмакова, враждовавшая с Версиловым.

От князя Аркадий узнал, что сегодня в суде решается вопрос тяжбы Версилова. Князь рассказал Аркадию о его отце: он был «по девочкам», но проповедовал святость, носил вериги.

У князя Аркадий познакомился со своей сестрой Анной Андреевной. Когда приехала дочь князя Катерина Николаевна, Аркадий смутился и ушёл.

Глава третья

Аркадий 50 рублей полученного жалования решил пустить в дело, подтверждая свою «идею». Он явился на аукцион, купил домашний альбом в красном сафьяне за 2 рубля 5 копеек и продал его за 10.

Потом герой пошёл к Ефиму Звереву, прежнему товарищу по гимназии, от которого получил адрес Крафта, приехавшего вчера из Вильно. Они отправились к Дергачёву, где должен был быть Крафт. Молодые люди, собравшиеся у Дергачёва, говорили о значении русского народа, о будущем России. Аркадий побоялся высказать свою идею этим «диалектикам». После собрания Аркадий отправился к Крафту, попутно беседуя с Васиным о своем отце.

Глава четвёртая

Крафт помогал Андроникову, три месяца тому назад умершему начальнику отделения, заправлявшему делами Версилова, и должен был передать нечто Аркадию. Крафт разочарован в жизни, считает, что нравственных идей теперь нет, все живут для себя.

Крафт передал Аркадию написанное два года назад письмо Столбеева, за наследство которого возникла тяжба с Версиловым. Столбеев изложил желание в пользу князей, а не Версилова. Алексей Никанорович Андроников незадолго до смерти передал письмо Крафту, а Марья Ивановна, жена Николая Семёновича, велела передать письмо Аркадию.

Крафт рассказал, что случилось в Эмсе полтора года назад. Катерина Ивановна Ахмакова жила с генералом, пережившим один удар, и его дочерью от первого брака, 17-летней девушкой, страдавшей расстройством груди. Версилов был дружен с Катериной Николаевной, но дошёл с ней до разрыва. Вдруг падчерица захотела замуж за Версилова, Версилов не возражал. Но этому воспротивилась Катерина Николаевна. Версилов оклеветал Ахмакову, якобы она в него влюблена. Та, в свою очередь, утверждала, что Версилов в неё влюблён. Девушка отравилась фосфорными спичками. Вернувшийся из Парижа молодой Сокольский дал Версилову пощёчину, на которую тот не ответил, поэтому общество от него отвернулось.

Во время болезни своего отца Ахмакова написала Андроникову письмо, в котором спрашивала, можно ли оформить над отцом опеку. После смерти Андроникова Катерина Николаевна поняла, что, если князь узнает о письме, он лишит её наследства. Ахмакова искала это письмо через Марью Ивановну, но не нашла. Крафт полагал, что письмо у Версилова.

Выйдя от Крафта, Аркадий поужинал в трактире, рассуждая о моральном облике своего отца. Письмо, о котором говорил Крафт, было зашито у Аркадия в боковом кармане. Он получил его от Марьи Ивановны.

Глава пятая

Аркадий задумал стать Ротшильдом с помощью упорства и непрерывности накопления денег. Чтобы испытать себя, Аркадий целый год питался двумя с половиной фунтами хлеба в день и водой. Он восхищался своей волей, ему совершенно этого хватало. Кроме того, за два с половиной года подросток скопил из положенных в месяц пяти рублей семьдесят рублей. Ради своей идеи Аркадий пожертвовал университетом.

Аркадий хотел разбогатеть честным путём, не собираясь ни воровать, ни давать денег под заклад или проценты. Он научился экономить, беречь вещи. Нажива не должна была быть связана с риском.

Основная цель идеи Аркадия состояла в уединении и могуществе. Эти комплексы сформировались у него в пансионе Тушара, с 12 лет он не любил людей. Он хотел разбогатеть и отдать всё людям, упиваясь своим могуществом, став вдвое богаче Ротшильда.

Аркадий вспомнил две истории, которые в 19 веке назывались анекдотами. Одна о студенте, нарочно смущавшем женщин непристойными словами, другая о младенце, подкинутом Марье Ивановне. В судьбе девочки Аркадий принял участие, потратив на неё 30 рублей.

Глава шестая

Домашние Аркадия боялись его конфликта с отцом. Версилов сообщил, что выиграл дело в суде и не намерен делиться. Он велел отдать Аркадию 60 рублей, которые тот давал матери. Аркадий вспомнил, как он встретился с матерью в третий раз в жизни в 6 лет, а также с отцом, игравшим в домашнем спектакле Чацкого, и влюбился в него.

Подросток не может забыть, как его унижали в пансионе у Тушара из-за факта его незаконного рождения, как он собрался бежать к отцу в Петербург, но испугался.

Наговорив отцу грубостей, Аркадий ушёл к себе.

Глава седьмая

Версилов впервые поднялся в комнату Аркадия, «совершеннейший гроб». Он рассказал Аркадию о жизни с его матерью и о его юридическом отце Долгоруком, подчёркивая их достоинства. Аркадий догадался, что Версилов пришёл разведать о письме Андроникову от Ахмаковой, о чём сказал отцу. Аркадий подчеркнул, оставшись один, что от Версилова ему нужно не имя и не дворянство, а самого отца.

Глава восьмая

Рано утром, улизнув из дома, Аркадий пришёл к Ефиму Звереву, товарищу по гимназии, и попросил его быть секундантом на дуэли. Он решил стреляться с князем Сергеем за то, что в Эмсе тот дал пощёчину Версилову. Ефим отказался.

В 12 часов Аркадий пришёл к Васину. Он хотел посоветоваться с ним насчёт письма о наследстве. Ожидая Васина, он встретился с мошенником Стебельковым, который утверждал, что Лидия Ахмакова родила ребёнка от Версилова, «бабьего пророка».

Аркадий пошёл к Татьяне Павловне, но её не было, и он, услышав шаги и спрятавшись в спальне, стал невольным свидетелем разговора Татьяны Павловны с Ахмаковой. Из разговора он узнал, что Крафт вчера застрелился. Женщины обсуждали письмо, которое скрывал Аркадий.

Глава девятая

Аркадий возвратился домой и застал там девушку Олю, соседку Васина, которая приносила Версилову деньги. Андрей Петрович понял из её объявления в газете о поиске работы, что Оля находится в бедственном положении, и предложил ей денег, которые она сейчас вернула, подозревая его в бесчестных намерениях.

Аркадий передал отцу письмо, полученное от Крафта, обещая никому больше о нём не говорить.

Подросток пришёл к Васину, рассказавшему подробности о самоубийстве Крафта. Васин сообщил, что ребёнок Лидии Ахмаковой не от Версилова, а от Сергея Сокольского. Роль Версилова в этой истории не имела ничего предосудительного.

Аркадий остался ночевать у Васина, а ночью повесилась в соседней комнате жившая с мамой Оля. Мать рассказала, что она вдова, сама воспитывала Олю. Они приехали в Москву, чтобы забрать почти 4 тысячи у купца, которые он должен был их отцу. Ничего не добившись, Оля решила дать объявление о том, что готовит детей в гимназию. По объявлению пришла женщина, обманом заманившая её в скверный дом, откуда та еле убежала. О Версилове Оля подумала, что он честный человек, но потом решила вернуть деньги, особенно после замечания случайно сунувшегося Стебелькова о том, что Версилов ходит по гувернанткам.

Глава десятая

Проснувшись у Васина, Аркадий застал свою мать, утешающую соседку. Он узнал, что Версилов отказался от наследства, прочитав данное ему Аркадием письмо. Аркадий воспринял это как подвиг.

Старый князь Сокольский познакомил Аркадия с Сергеем Сокольским, который сообщил, что Версилов вызвал его на дуэль, а через час раскаялся в малодушии.

Сергей Сокольский был игроком, имел долги. У него дома Аркадий застал сестру Лизу, которая объяснила, что была у Анны Фёдоровны Столбеевой, в чьей квартире жил Сокольский.

Часть вторая

Глава первая

События происходят два месяца спустя, 15 ноября. Аркадий начинает историю своего стыда и позора. Он живёт на широкую ногу. Одет франтом, ест в ресторане. Идею он отложил на потом. Он много времени проводил у князя Сергея, который стал его другом. К нему часто приходил Версилов, с которым они помирились. Отец с сыном говорят об идеях и об идеалах.

Глава вторая

Серж собирался выделить из своего наследства, от которого отказался Версилов, одну треть. Версилов и Серж рассуждали о роли дворянства. Сергей дал Аркадию 300 рублей, тот был ему должен три с половиной тысячи. Аркадий взял деньги в зачёт 20 тысяч Версилова, которому обещал треть наследства.

Стебельков принёс новость, что Ахмакова выходит за барона Бьоринга. Он сообщил, что встретил у князя Лизу. Князь объяснил, что она, наверное, посещала мать бедной Оли, Дарью Онисимовну. Аркадий хотел вернуть 300 рублей князю, но тот уговорил его взять деньги, не желая ссориться.

Глава третья

Аркадий взял деньги из деликатности и отправился к Стебелькову. Стебельков предложил Аркадию 2 тысячи без процентов и векселей, за то что он не будет мешать Сергею Сокольскому жениться на Анне Андреевне, которая была любимицей старого князя Сокольского и за которой он давал большое приданое. С этих денег, по мнению Стебелькова, Сергей Сокольский отдал бы ему денежный и «неденежный» долг и всех обеспечил. Стебельков намекал на то, что в эту историю впутана Лиза, но Аркадий его не понял.

Аркадий поехал к Анне Андреевне. 22-летняя сестра жила в доме бабушки, Фанариотовой. Аркадий застал там Лизу. Уйдя от Анны Андреевны, Лиза предостерегала брата, что Анна Андреевна у него хочет что-то выведать, просила его не играть, сердилась на кого-то.

Глава четвёртая

Накануне Ахмакова сказала, что завтра в 3 будет у Татьяны Павловны. Аркадий воспринял это как приглашение на свидание. У Татьяны Павловны Аркадий восхищается Ахмаковой и врёт ей, что он видел, как Крафт разорвал компрометирующее её письмо. Сам он решил сегодня же сжечь письмо на свечке.

Глава пятая

Аркадий поехал к матери к обеду. Он отдал Лизе 300 рублей, взятые у Сокольского, чтобы она вернула, чем вызвал возмущение родных. Подросток помирился с матерью и пообещал, что сегодня играет в последний раз.

К Аркадию на съёмную квартиру на Вознесенской пришёл Версилов, которому Аркадий признался, что он жалкий подросток и не отличает добро от зла. Он сказал отцу, что Ахмакова собирается за Бьоринга, невольно признался, что неравнодушен к ней. Версилов восхищён чистотой его души.

Глава шестая

Аркадий поехал на рулетку Зерщикова, к которому его ввёл князь. Он осознаёт, что развратился, уклонился от идеи.

Одну из выигранных 10-рублёвых кредиток у Аркадия украл воришка, и он спустил это вору, чем запятнал свою репутацию. Подросток выиграл трижды подряд. Когда он забирал свой выигрыш, Афердов, о котором Аркадий не знал, что это вор, объявил, что его деньги тоже захвачены, и Аркадий снова уступил. Князь, который проигрался, уехал, не взглянув на бывшего друга.

Аркадий отправился к князю и узнал от него, что Версилов подбивал его вместе осрамить Ахмакову, а Лиза от князя беременна. Аркадий вернул ему долг. Князь повинился перед Аркадием, когда понял, что тот целый месяц брал у него деньги не как плату за сестру, ничего не зная о её беременности.

Глава седьмая

Утром к Аркадию пришла Лиза, которую он «за солнце считал». Она выглядела спокойной и даже счастливой. Её прислал князь, который нуждался в друге. Сегодня она ответила согласием на предложение князя выйти замуж, потому что вчера он объявил Анне Андреевне, что не может любить её.

Версилов рассказал Аркадию, что Анна Андреевна выходит замуж за старика Сокольского.

Сергей Сокольский признался Аркадию, что мечтал жить с Лизой, трудясь в поте лица. Всё же он поехал делать предложение Анне Андреевне, но она намекнула, что откажет. Князь делал это от отчаяния, он уголовный преступник и участвует в подделке фальшивых акций железной дороги. В аферу втянул его Стебельков. Сокольский помог фальшивомонетчикам за 3 тысячи.

Сокольский должен мошенникам свою часть наследства и ещё 10 тысяч. Он хотел попросить денег у старого Сокольского, но, узнав, что тот женится на Анне Андреевне, которая отказала ему самому, раздумал просить.

Глава восьмая

К Васину пришёл Версилов с вопросом, будет ли тот секундантом на дуэли. Но тот отказался. Аркадий поехал к старику Сокольскому, но его не велели пускать к Катерине Николаевне, барон Бьоринг оскорбил его.

Дома Аркадий узнал, что у Катерины Николаевны изменилось к нему отношение из-за письма, которое его отец написал Катерине Николаевне, обвинив её в растлении Аркадия, Копию Версилов послал Бьорингу. В письме Версилов сообщил, что компрометирующий документ не сожжён.

К Версилову пришёл объясниться поверенный Бьоринга, назвав его помешанным маньяком. Аркадий в отчаянье едет с князем на рулетку Зерщикова. Через час князь всё проиграл, Аркадий стал выигрывать. Зерщиков и Афердов обвинили его в воровстве, хотя сами украли у него деньги. Князь отрёкся от знакомства, и Аркадия выгнали.

Глава девятая

Аркадий не знал, как оправдаться. По дороге ему встретился дровяной склад, который он из озорства решил зажечь, но упал с большой высоты и потерял сознание. Ему привиделось, как его посетила мама в пансионе Тушара, оставив синий клетчатый платочек с четырьмя двугривенными. Этот платочек через полгода Аркадий нашёл и стал целовать, скучая по маме. Ламберт, его товарищ, бил его, чтобы он не плакал.

Взрослый Аркадий тоже был разбужен от ударов взрослого Ламберта, пытавшегося привести его в чувство. Тот привёл совершенно больного Аркадия к себе, где Аркадий в бреду выболтал все свои тайны. Зерщиков после ухода Аркадия обнаружил якобы украденные деньги, принёс письменные извинения и прислал 1300 рублей выигрышу.

Князь написал в прежний полк, оправдал ложно обвинённого из-за него Степанова, признался в уголовных преступлениях. Он написал письмо и Аркадию, который пролежал в беспамятстве 9 дней.

Часть третья

Глава первая

На четвёртый день болезни Аркадий познакомился с пришедшим на побывку Макаром Ивановичем. Аркадий был восхищён благообразным стариком, хотел уйти с ним странствовать. Макар Иванович великодушно простил мать Аркадия. Он очень болен, почти не может ходить.

Глава вторая

Лиза гордилась поступком жениха как геройским. Она страдала молча, посещала князя в тюрьме. К Макару Ивановичу она относилась высокомерно.

К Аркадию пришла Настасья Егоровна, мать умершей Оли. Она рассказала новости: Ламберт им интересуется, Катерина Николаевна порвала с Бьорингом, который испугался скандала из-за написанного Версиловым письма.

Христианские идеалы Макара Ивановича созвучны настроению Аркадия. Для него это будто воскресение из мёртвых.

Глава третья

Аркадий выздоровел через 3 дня. Он много беседовал о христианской вере и милосердии с Макаром Ивановичем. Подросток пересказывает одну из историй Макара Ивановича – о преображении купца Скотобойникова из великого грешника в праведника.

Глава четвёртая

Ламберт, промышляющий шантажом, из слов Аркадия в бреду узнал о письме, которое нельзя показывать старому князю. Ламберт решился выкрасть у Аркадия документ, чтобы продать его или Анне Андреевне, или Ахмаковой. Он предварительно поговорил с Анной Андреевной.

Васин сделал Лизе предложение, она ему отказала.

Макар Иванович почуял свою смерть и дал всем наставления, а Версилову напомнил об обещании, как догадался Аркадий, обвенчаться с его матерью, когда она овдовеет.

Князь Сергей хотел повенчаться с Лизой до решения суда. В тот же день арестованы члены кружка Дергачёва не без помощи Стебелькова.

Аркадий поехал в тюрьму к князю, который был в горячке. Князь открыл, что это он из ревности донёс на Васина.

Глава пятая

Анна Андреевна решила действовать в обход Ламберта и выманить у Аркадия документ. Аркадий с Ламбертом и его товарищами едут в ресторан, где товарищи Ламберта ведут себя несносно, чтобы Ламберт от них откупился.

Глава шестая

Ламберт предложил Аркадию погубить Ахмакову, тогда её бросит Бьоринг и она согласится выйти замуж за Аркадия.

Дома Аркадий застал всех в комнате только что умершего Макара Ивановича. Аркадий побежал с этим известием к Татьяне Павловне, где встретил Катерину Николаевну. Она помирилась с Аркадием, понимая, что он в неё влюблён.

Глава седьмая

По дороге домой Аркадий встретил Версилова и пошёл к нему домой. Там он убедился, что отец любит его мать, увидев её портрет. Версилов рассказал, как уехал от его матери за границу, о своих взглядах и о своей вере.

Глава восьмая

Версилов не скрыл, что познакомился с Катериной Николаевной, когда ожидал мать за границей, и влюбился. Но сегодня Ахмакова написала ему письмо с просьбой оставить её в покое, и он почувствовал, что больше её не любит. Версилов готов жениться на маме. Он советует Аркадию разорвать компрометирующее её письмо и прогнать Ламберта.

Глава девятая

Утром Аркадия позвала Анна Андреевна, но он не поехал. Дома ему сказали, что Версилов приходить не собирается. Аркадий узнал, что к нему на квартиру приходил брат, а Анна Андреевна поехала в Царское к старому князю.

Так и не встретившись с отцом, Аркадий поехал к себе и узнал, что хозяин сдал комнату Альфонсине, любовнице Ламберта, чтобы она шпионила.

Глава десятая

Анна Андреевна решила рассказать старому князю о документе и перевезти старика на квартиру Аркадия, чтобы тот, потрясённый, отдал документ.

К Аркадию пришёл товарищ Ламберта Тришатов и предупредил, что Ламберт замышляет подлость.

Версилова не было на похоронах Макара Ивановича. Около пяти пришёл Версилов с букетом роз и поздравил мать Аркадия с днём рождения. Он объявил, что уходит странствовать, рассказал о своём двойнике, желающем не того, чего он сам, и разбил надвое старинный образ, наследство Макара, завещанное Версилову.

Аркадий поехал к Анне, которая рассказала, что Версилов вчера утром сделал Ахмаковой предложение. Аркадий пошёл на квартиру Версилова и подслушал его объяснение с Ахмаковой, которая призналась, что его разлюбила. Версилов в отчаянье просит Катерину Николаевну ни за кого не выходить замуж.

Глава одиннадцатая

Аркадий побежал к Ламберту, чтобы обсудить, как отомстить Ахмаковой. Ламберт опоил Аркадия и похитил письмо, зашитое в кармане.
Князь приехал из Царского на квартиру Аркадия, вверяя ему свою судьбу. Аркадий отказался отдать письмо, решил передать его Ахмаковой и просить её не мешать счастью отца.

Старый князь попросил Аркадия привести к нему Катю, чтобы помирить её с Анной Андреевной.

Глава двенадцатая

Аркадий подрался с Бьорингом, и его забрал городовой, а утром его вызволила из полицейского участка Татьяна Павловна, в присутствии которой Аркадий решил передать письмо Катерине Николаевне. Ожидая Катерину Николаевну, она вынула из сюртука письмо. Обнаружив подмену, Аркадий заподозрил Ламберта.

Альфонсина рассказала, что Ламберт дал письмо Версилову, а тот хочет застрелить Ахмакову. Татьяна Павловна отправила Аркадия к Катерине Николаевне, но по дороге его завернул Тришатов, сказав, что это ложь и что Ламберт с Версиловым поехали к Татьяне Павловне, куда уже спешит Ахмакова.

Аркадий из соседней комнаты наблюдал, как Ахмакова отказалась платить Ламберту 30 тысяч за документ. Безумный Версилов ворвался с револьвером, ударил Ламберта. Ахмакова была без чувств. Версилов хотел застрелить её, потом себя, но Аркадий не дал, поэтому Версилов только ранил себя в плечо.

Глава тринадцатая

Версилов поправился, о Катерине Николаевне больше не вспоминал. Отец её умер. Катерина Николаевна живёт за границей, с Бьорингом порвала.

Старый князь не упомянул в завещании Анну Андреевну, но на словах велел ей передать 60 тысяч, которые она брать не стала.

Сергей Сокольский умер в больнице, Лиза упала с лестницы и потеряла ребёнка. Васина выпустили из тюрьмы, а Стебелькову, его отчиму, сидеть ещё долго.

«Подросток» — роман Ф.М. Достоевского. Возникновение замысла может быть датировано январём 1871 г., когда, по сообщению М.Н. Каткова, Достоевский рассказал ему сюжет нового романа. Непосредственная работа над произведением началась лишь в феврале 1874 г. и продолжалась весь 1875 г. параллельно с выходом в свет отдельных частей «Подростка» (первая публикация — «Отечественные записки» №№1, 2, 5, 9, 11, 12 за 1875 г.; отдельное издание — СПб., 1876).

Полностью сохранившиеся черновые материалы к «Подростку» позволяют реконструировать творческий метод и основные этапы работы Достоевского над сюжетом: от проговаривания «для одного себя» идеи, которая станет основой будущего романа, поиска главного «типа» — к определению формы и «тона» повествования (первый этап); от конспективно намеченных главных сюжетных линий и образов — к подробному прописыванию ключевых сцен и персонажей, подбору «словечек» и «фактов» для них (второй этап); наконец, после полного прояснения плана каждой части — работа над отдельными главами.

На всех этапах черновой работы и в окончательном варианте «Подростка» Достоевского заметны следы замысла, владевшего писателем в последнее десятилетие его жизни: написать роман «объемом в «Войну и мир»... из пяти больших повестей», «совершенно отдельных одна от другой» под общим названием «Житие великого грешника». Действие первых повестей происходит в 1840-е годы, охватывая детство и юность «грешника». Центральный герой эпопеи, «в продолжение жизни, то атеист, то верующий, то фанатик и сектатор, то опять атеист», — собирательный образ, имеющий несомненные автобиографические черты. К образу Великого Грешника в той или иной мере восходят сам подросток, Аркадий Долгорукий, и его отец Версилов. Сходство с некрасовским Власом и указания в первой части романа позволяют трактовать в том же ключе и образ Макара Долгорукого как раскаявшегося грешника.

Первоначально главным героем нового романа автору виделся Версилов. Толчком к осмыслению этого образа как «настоящего человека русского большинства», «подпольного», «хищного типа» послужила статья В.Г. Авсеенко «Исторический роман» («Русский Вестник», 1874, №4). Не соглашаясь с выводами Авсеенко по поводу героя романа Е.А. Салиаса «Пугачевцы», князя Данилы, понятого как «хищный тип», Достоевский намечает черты «настоящего» «хищного типа», главные из которых — «огромная широкость», соединение красоты идеала с безобразием и беспорядочностью жизни («...и раскаяние, и все-таки продолжение всех грехов и страстей»). В набросках предисловия к «Подростку» отмечена причина «широкости» и «подполья» — гордость, приводящая к «уничтожению веры в общие правила» и внутреннему «беспорядку». «Рядом с высочайшею и дьявольскою гордостью («нет мне судьи») есть и чрезвычайно суровые требования к самому себе, с тем только, что «никому не даю отчету». Преобладание «хищных типов» приводит, в свою очередь, к «беспорядку» общественному: «Вся идея романа — это провести, что теперь беспорядок всеобщий <...> Нравственных идей <...> вдруг ни одной не остаюсь».

В соответствии с этим замыслом первоначальный вариант названия романа — «Беспорядок», соответствующая же форма повествования — аналогичная форме повествования «Преступления и наказания» (всеведущий безличный автор, разоблачитель малейших душевных движений героя). Однако в июле-августе 1874 г. происходит «перемена» в выборе главного героя (в черновиках названного Он), повлекшая за собой перемену названия («Подросток») и формы повествования от лица рассказчика — главного героя): «ГЕРОЙ не ОН, а МАЛЬЧИК. История мальчика, как он приехал, на кого наткнулся. Куда его определили? <...> Он же только аксессуар, но какой зато аксессуар!! ПОДРОСТОК»; «Писать от себя. Начать словом: Я. «Исповедь великого грешника, для себя». Мне 19 лет, а я уже великий грешник». Первостепенное значение в дальнейшей разработке сюжета будет иметь намеченный «жанр» записок Аркадия — исповедь — и его возраст, 19 лет, на границе совершеннолетия, определенного в Библии по достижению двадцати лет, времени различения «добра и зла», ответственности за свои поступки.

В соответствии с намеченной автором проблематикой романа — «беспорядок» в обществе и душе; «хроника случайного семейства», сменяющая «предания русского семейства», сохраненные А.С. Пушкиным («Капитанская дочка») и Л.Н.Толсты м («Война и мир», «Анна Каренина»), история «вступления на поприще» и преображения через исповедь юного «грешника» — происходит отбор фактов текущей действительности. В черновых материалах постоянно попадаются ссылки на уголовную хронику, статьи в газетах и журналах, письма многочисленных корреспондентов Достоевского. Условно эти записи можно распределить по следующим группам: факты, иллюстрирующие «беспорядок» (сообщения о самоубийствах, мошенничествах, немотивированных убийствах и убийствах «из идеи», хулиганстве); полемика о сословии, которое могло бы стать носителем «скрепляющей идеи» в пореформенной России; дети и подростки, их отношения с обществом и семьей. Интерес к фактам русской действительности Достоевский передает и своему герою.

В «Подростке» Достоевского, романе «о будущем России — детях», многообразие отобранных автором «фактов» осмыслено именно с точки зрения того, «куда все это стремится и что с нами самими <...> будет», но не статистически, когда отдельные случаи служат доказательством выведенному из их суммы «общему правилу», а в своей единичности и неповторимости. В окончательной редакции романа часть из этих материалов — в основном наиболее памятные для читателя события — оставлена без изменений и упоминается героями для характеристики персон или явлений по сходству («история в роде фон Зона», «лицо в размерах матушки игуменьи Митрофании» — имеются в виду громкие уголовные дела об убийстве в притоне надворного советника и подлогах). Другая часть легко узнаваема, в основном это касается прототипов персонажей и событий второго плана. Так, репортажи о следствии по делу кружка А.В. Долгушина легли в основу изображения кружка Дергачева; детали процесса о подделке акций Тамбовско-Козловской железной дороги, отношения между обвиняемыми Никитиным и Колосовым нашли отражение в описании мошенничества Стебелькова и молодого Сокольского; характер деклассированного дворянина Артура Шуттенбаха, проходившего по делу о продаже недействительных купонов Рыбинско-Бологовской железной дороги и признанного одержимым расстройством ума, узнаваем в Сергее Сокольском и Андрееве; черты «девицы Елизаветы Гейденрейх», застрелившейся на балу после оскорбления женихом, купцом-«миллионщиком», использованы при создании образов Ольги и, возможно, сестры Аркадия Лизы; в сюжет романа почти без изменений вошли дело о подпольной рулетке, содержавшейся отставным военным (рулетка Зерщикова), и газетное сообщение о пьяном студенте, пристававшем к женщинам с площадной бранью («сильно пивший молодой человек» из первого «анекдота» Подростка). Труднее определить прототипы главных героев. При создании этих образов несомненна ориентация не столько на реальных лиц (чаадаевские черты в характеристике Версилова, детали облика юного Некрасова, каким он сложился в представлении Достоевского, в образе Аркадия), сколько на литературных героев. Прозрачное «заимствование» у своих предшественников готовых типов, сюжетных построений, фабульных ходов — один из художественных приемов Достоевского. Автор, подобно своим персонажам-идеологам, ставит эксперимент, осуществляет «пробу»: что изменится, если воссоздать знакомую ситуацию с другими участниками, в иных условиях или проверить своих героев уже возникавшей в литературе ситуацией.

Одна из таких «проб» в романе — «онегинский» треугольник. В «Пушкинской речи» Достоевский подробно анализирует его: «скиталец» (Онегин) — «смиренная» (Татьяна) — «честный старик», «старый муж» (генерал). Разрешение ситуации предполагает два варианта: первый (отвергаемый и Пушкиным, и Достоевским) — Татьяна идет за Онегиным, второй — Татьяна не может так поступить. В романе мы видим воплощенными оба варианта; это как бы зеркальное отражение, симметрия, ось которой — Версилов. Софья Долгорукая («смиренная») идет за «скитальцем» от живого мужа; Ахмакова, «простодушный тип» светской женщины, овдовев и будучи свободной, не соглашается на это ни под угрозой смерти, ни «из бесконечной любовной жалости». Вместе с тем, «онегинская» ситуация романа оказывается сложнее воспроизведенной в «Пушкинской речи» не столько тем, что даны оба варианта ее разрешения, сколько тем, что оба они оставлены под вопросом. Эпилог и роман в целом дают возможность двоякого толкования: возможно ли преображение героя онегинского типа, спасает ли «скитальца» самопожертвование «смиренной» или, напротив, ее жизнь погублена им («я тебя мучаю и замучаю»).

«Онегинская ситуация» не только помогает понять образ «скитальца»-Версилова, но и по-новому раскрывает характер Аркадия, доказывает безошибочность его нравственного «инстинкта». Умудренный опытом Версилов (его проницательность в отношении людей часто подчеркивается автором) оказывается неспособным разгадать Ахмакову, видит в ней «все пороки». Как «атеист не по убеждению только, а всецело» и идеалист по рассудку, он «всего более наклонен предположить всякую гадость». Аркадий, напротив, находит в княгине «все совершенства», сбивается в своем чувстве благоговения лишь под влиянием обиды за Версилова, ревности к нему, но в момент падения уже осознает свои чувства как грех («душа паука») и вновь восстанавливает веру в «царицу земную».

Чаще всего свои литературные прототипы называют сами герои. Так, Версилов многократно упоминает о «пронзивших» его сценах любимых литературных произведений, которые впоследствии будут неосознанно повторены им в жизни — «последний монолог Отелло» и «Онегин у ног Татьяны». Впервые он появляется в романе загримированный под Чацкого для любительского спектакля, и обличающее слово Чацкого отныне становится его атрибутом; именно в качестве «пророка» и обличителя воспринимается Версилов в свете. Аркадий признается, что «ротшильдова идея» зародилась в его сердце, когда он в пять лет «зачитывался» монологом Скупого Рыцаря; приступить к исполнению «идеи» он намерен непременно в Петербурге, потому что Петербург ассоциируется с еще одним пушкинским «колоссальным лицом» — Германном из «Пиковой дамы». Практически единственный в романе, кто не ссылается на литературные источники, — Макар Долгорукий. Рассказы Макара — жития (в романе — Марии Египетской, в черновых редакциях — Алексия, человека Божия). В поисках «нужного тона» речи «странника» Достоевский обращается к сказанию о странствиях инока Парфения, книге Иова, «Словам подвижническим» Исаака Сирина.

Осознание героями своих литературных «первоисточников» тесным образом соотносится с основной идеей романа «Подросток» Достоевского: «очищение» души «безгрешной, но уже загаженной страшной возможностью разврата», «любующейся пороком еще в стыдливых, но уже дерзких и бурных мечтах своих» — центральной в эстетике Достоевского идеей «спасающей красоты».

«Впечатление», «образ», «восторг», «умиление», «идея-чувство», «идеал красоты» — слова, частые на страницах романа. В эстетической теории Достоевского, окончательно сложившейся к середине 70-х гг., они являются авторскими терминами, характеризующими отношения субъекта и объекта эстетического акта.

Созерцание «высшей красоты», по Достоевскому, способно преобразить человека. Механизм преображающего действия красоты неоднократно рассматривался писателем. Первое необходимое условие — само существование «прекрасного образа», созерцание которого вызывает «бессознательное», «непосредственное», «неотразимое» впечатление; углубляясь и укрепляясь, даже если это не осознается человеком, впечатление поселяет в сердце «новое чувство» (восторг, отношение к которому у Достоевского неоднозначно, или умиление); в человеке происходит «внутренняя перемена», одномоментная, «вдруг», «разом». В случае, если разительной перемены, «делающей в одно мгновение прежнее уже не прежним», не происходит (по недостаточной силе образа или по недостаточной открытости сердца впечатлению), образ все равно присутствует в сердце, «напечатлевается» в нем и, тем самым, определяет дальнейшую жизнь человека, который может так и не осознать его присутствия в себе. При накоплении подобных впечатлений «высшей красоты» человек преображается. Особенно важными моментами в рассмотренной схеме являются воздействие целостного, не анализируемого и не разлагаемого образа, «целиком, а не отдельными сторонами»; сила впечатления, охватывающего «все существо», «не идущего в слова», порой даже не регистрируемого сознанием; отсутствие временного промежутка между созерцанием и воздействием образа («вдруг»). Эти моменты позволяют «прекрасному образу» («идеалу красоты») стать объединяющей общество идеей, в противоположность идеям разъединяющим — теориям, основанным на доводах рассудка и требующим логических доказательств (образным воплощением действия идей-теорий является сон Раскольникова в «Преступлении и наказании»).

«Прекрасный образ» может встретиться в жизни (герой статьи Достоевского «Похороны общечеловека»; Христос), в искусстве («Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Асис и Галатея» Лоррена). Создание убедительных, «живых», «положительно прекрасных» образов «литературой красоты» — цель истинного художника.

Мучительная для поздней эстетики Достоевского проблема — двойственность красоты — с особой силой поставлена в «Подростке» и «Братьях Карамазовых». В черновых редакциях «Подростка» нередки замечания о «помутнении» сердца, воспринимающего красоту органа, о «нечистой», «антихристовой» красоте: «Будущий антихрист будет пленять красотой. Помутятся источники нравственности в сердцах людей, зеленая трава иссохнет». Очевидно, что теперь способность сердца к нерегистрируемому сознанием, одномоментному принятию в себя «прекрасного образа» представляется опасным, а сама красота — «страшной силой». Главным вопросом становится разграничение красоты «ложной», антихристовой, и «подлинной», Христовой, очищение сердца, способного с одинаковой остротой воспринимать «идеал мадонны» и «идеал содомский», этическое отношение к эстетически значимому.

«Подросток» Достоевского задумывался как произведение «литературы красоты», ориентированное прежде всего на читателя — ровесника главного героя. Отсюда его особая форма, единство двух жанровых разновидностей: «романа о мальчике» и «романа об идее», воспитательного и философского. История вступления на жизненное поприще Аркадия Долгорукого оказывается историей «органического перерождения» идеи, носителем которой он является.

Главный герой романа — член «случайного семейства», жаждущий найти выход из «беспорядка» действительности, «скрепляющую идею», на которой бы «все помирились». Он понимает, что «скрепляющая идея» должна быть особой природы, особой силы, чтобы перевесить доводы всех «тысяч» «спасителей человечества», убедить их «вдруг», без доказательств, иначе она автоматически становится лишь еще одной «трихиной», усугубляющей «беспорядок». Именно такую, особой природы, идею именует Аркадий «идеей-чувством». Синонимом понятия «идея-чувство» и в черновых, и в окончательной редакции романа выступает «идеал красоты».

Аркадий хочет послужить человечеству, явив ему этот идеал вживе. Подобно древним аскетам, подвижнической жизнью достигавшим обожения (отсюда — житийная лексика в рассказе об идее: «пустыня», «подвиги», «схимник»), подросток стремится полностью воплотиться в свой идеал — образ Ротшильда, привлекающий его теми же чертами, которыми «умный дух» искусил Великого Инквизитора в романе «Братья Карамазовы»: «чудом, тайной и авторитетом». Критерием достижения идеала является накопление упорством и непрерывностью «ротшильдовой суммы». «Некрасивые», или зависящие от случая, способы добывания денег, весь спектр которых присутствует в романе: мошенничество (Стебельков), получение наследства (Версилов), выгодный брак (Анна Андреевна), игра (Сергей Сокольский), шантаж (Ламберт), ростовщичество — Подросток отвергает, как не соответствующие величию идеи. Но миллион, добытый таким способом, нельзя тратить (тогда «ротшильдова цифра» становится уже не критерием святости, а «фатерством» — средством к удовлетворению «пошлых» потребностей), нельзя и оставить без движения (тогда деньги превращаются в цель, а Ротшильд уравнивается с «гарпагонами и Плюшкиными»). Остается только раздать миллион людям; тем самым новоявленный Ротшильд уничтожается, что равносильно самоубийству.

«Идея» Подростка причисляется Достоевским к «подпольным». Основанная на безграничной гордости, она вырастает из унизительных впечатлений детства незаконнорожденного, вне семьи, в пансионе Тушара среди «графских и сенаторских детей». Бегство от людей, «уединение», «угол», «отшельничество» — необходимые условия для достижения «ротшильдовой цифры». Но «живая жизнь» колеблет идею. Причины «потускнения» ее писатель намечает в плане-конспекте черновых редакций и полностью реализует этот план в окончательном тексте. Эта причины — осознание внутренних противоречий идеи, основанной на эстетическом идеале и одновременно на материальном интересе; любовь к Ахмаковой; интерес к судьбе отца, «скитальца» Версилова; наблюдение за героями-двойниками, также одержимыми страстью обогащения: встреча со «странником» Макаром Долгоруким, носителем идеи восстановления в себе образа Божия («ображения»).

Действие романа охватывает несколько месяцев, с 19 сентября по 13 декабря 1872 года (фактически — лишь самые насыщенные событиями дни этого промежутка). Аркадий приезжает в Петербург не только с «идеей», но и с зашитым в полу сюртука таинственным «документом», компрометирующим Ахмакову, женщину из высшего петербургского общества. Сюжетные линии «документа» и «идеи» развиваются параллельно, то переплетаясь, то вытесняя одна другую, что давало повод упрекать роман Достоевского в «аморфности». Однако «документ» в какой-то мере образный эквивалент «идеи». Желание безграничной власти над блестящей светской женщиной проистекает из того же источника, что и упоение идеалом Ротшильда. Не случайно первая встреча с Ахмаковой («жертвочкой») становится началом записок Аркадия и толчком к изложению «идеи», а спасение княгини от покушения Версилова знаменует «потускнение» образа Ротшильда. В первой части появляется и другая «жертвочка» — самоубийца Ольга, которую Аркадий невольно подтолкнул, обличая Версилова, пытавшегося ей помочь.

Вторая часть — история «уклонений» Подростка от «идеи», парадоксальным образом связанными с ней: «тем-то и скверна «моя идея»<...>, что допускает решительно все уклонения; была бы она не так тверда и радикальна, то я бы, может быть, и побоялся уклониться». «Уклонения» — дружба с младшим Сокольским, «тысячи, рысаки и Борели», игра на рулетке Зерщикова — привлекают своим «блеском», возможностью «стать выше всех» и заканчиваются обмороком в «тупике» у поленницы дров и желанием «сжечь!», метафорически перекликающимися с образами «угла» и пожара Тюильри. Впечатление, казалось бы, давно вытесненное «подпольными», — воспоминание о визите матери в пансион Тушара в Фомин день и ее «синеньком батистовом платочке» — не дает Аркадию погибнуть.

Третья часть — важнейшая в истории перерождения идеи. Проблема выбора «познавшей добро и зло» души поставлена в ней с особой остротой уже на уровне системы образов: почти одновременно появляются в романе Ламберт, «мясо, материя, ужас», товарищ детских лет Аркадия, подбивающий его шантажировать Ахмакову, и Макар Долгорукий, исповедующий «ображение» человека («благообразие»). «Идея» Аркадия связана с обоими открывающимися перед ним путями: содержанием (власть, блеск, внезапное появление из ничтожества) — с «путем Ламберта», способом достижения цели — «подвигом» постепенного уподобления себя идеалу — с «путем Макара». Третья часть также мотивирует обращение Аркадия к запискам, постепенно перерастающим в исповедь: последовательно проведенный в ней мотив покаяния Великого Грешника превращает ее в аналог Великого поста, хотя по времени действие относится к началу декабря (завершение записок Аркадия на Пасху, на что указывает эпилог, подтверждает эго). Так, из житий, рассказанных Макаром, Аркадий отмечает одно, наиболее запомнившееся и поразившее его — житие раскаявшейся блудницы Марии Египетской, которой посвящена пятая неделя поста. Первая встреча Макара с Аркадием сюжетно напоминает начало жития мученицы Евдокии, также раскаявшейся грешницы и тоже поминаемой во время Великого поста. Покаяние и спасение души — тема музыкальной фантазии Тришатова (Гретхен в соборе) и «афимьевской были» — вставной новелле Долгорукого о купце Скотобойникове. Мотивы грехопадения, воспоминания о потерянном рае и «благая весть» об искуплении вводятся видением Версилова («золотой век») и его рассказом о «Христе на Балтийском море» (явление Христа живущим «без бога» людям).

Если выстроить те праздничные дни, которые упомянуты в романе («голубок в деревне», пролетевший в луче света через купол церкви во время причастия, и «синенький батистовый платочек» — детские воспоминания героя; Воскресение Христово — окончание записок) согласно церковному календарю, судьба Аркадия оказывается включенной в вечную мистерию истории человечества по Достоевскому: грехопадение — Благая Весть о воскресении Христа, искуплении и вечной жизни — трагедия веры (Фома) — новая жизнь для «прошедших горнило сомнений», возврат в состояние до грехопадения, райски-детское, на ином уровне: человека, которому дана свобода выбора между добром и злом, которому «рай не даром достался». Таким образом, «новая идея», «новая жизнь» Аркадия действительно соотносится с тем, что завещает ему Макар Долгорукий: «Церкви святой ревнуй, аще понадобится, то и умри за нее». Это соотнесение заявлено не напрямую, а символически, через последовательно проведенную связь поворотных моментов судьбы героя с важнейшими праздниками христианского календаря. Парадоксальные слова эпилога «эта новая жизнь, этот новый, открывшийся передо мной, путь и есть моя же идея, та самая, что и прежде, но уже совершенно в ином виде, так что ее уже и узнать нельзя» могут в этом свете быть понятыми как сохранение пути к идеалу (уподобление себя прекрасному образу) при смене самого идеала, которым становится не лже-мессия Ротшильд, а Христос. Формой повествования, позволяющей сочетать занимательность авантюрного романа с нравственной проблематикой, пробудить сочувствие к «самому милому, самому симпатичному» герою и мотивировать его преображение, становится «процесс припоминания и записывания» «впечатлений», в который вовлечен Аркадий.

Эпилог косвенно подтверждает правоту героя. Намек на то, что именно Аркадий становится избранником Ахмаковой, в романе именующейся «живой жизнью» («живой жизнью» в противоположность «книжной, сочиненной» называет также Версилов и истину), в соединении с пасхальными мотивами позволяет рассматривать эпилог как подтверждение того, что преображение состоялось.

Своеобразной «рецензией» на записки Аркадия как литературное произведение и документ эпохи становится прилагаемый рассказчиком отзыв второстепенного персонажа, Николая Семеновича, в котором угадываются мысли самого Достоевского.

Экранизация романа осуществлена режиссером Е. Ташковым в 1983; сценическое воплощение — Театр на Таганке, постановка Ю.П. Любимова, 1996 г.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава первая

Не утерпев, я сел записывать эту историю моих первых шагов на жизненном поприще, тогда как мог бы обойтись и без того. Одно знаю наверно: никогда уже более не сяду писать мою автобиографию, даже если проживу до ста лет. Надо быть слишком подло влюбленным в себя, чтобы писать без стыда о самом себе. Тем только себя извиняю, что не для того пишу, для чего все пишут, то есть не для похвал читателя. Если я вдруг вздумал записать слово в слово всё, что случилось со мной с прошлого года, то вздумал это вследствие внутренней потребности: до того я поражен всем совершившимся. Я записываю лишь события, уклоняясь всеми силами от всего постороннего, а главное - от литературных красот; литератор пишет тридцать лет и в конце совсем не знает, для чего он писал столько лет. Я - не литератор, литератором быть не хочу и тащить внутренность души моей и красивое описание чувств на их литературный рынок почел бы неприличием и подлостью. С досадой, однако, предчувствую, что, кажется, нельзя обойтись совершенно без описания чувств и без размышлений (может быть, даже пошлых): до того развратительно действует на человека всякое литературное занятие, хотя бы и предпринимаемое единственно для себя. Размышления же могут быть даже очень пошлы, потому что то, что сам ценишь, очень возможно, не имеет никакой цены на посторонний взгляд. Но всё это в сторону. Однако вот и предисловие; более, в этом роде, ничего не будет. К делу; хотя ничего нет мудренее, как приступить к какому-нибудь делу, - может быть, даже и ко всякому делу.

Я начинаю, то есть я хотел бы начать, мои записки с девятнадцатого сентября прошлого года, то есть ровно с того дня, когда я в первый раз встретил...
Но объяснить, кого я встретил, так, заранее, когда никто ничего не знает, будет пошло; даже, я думаю, и тон этот пошл: дав себе слово уклоняться от литературных красот, я с первой строки впадаю в эти красоты. Кроме того, чтобы писать толково, кажется, мало одного желания. Замечу тоже, что, кажется, ни на одном европейском языке не пишется так трудно, как на русском. Я перечел теперь то, что сейчас написал, и вижу, что я гораздо умнее написанного. Как это так выходит, что у человека умного высказанное им гораздо глупее того, что в нем остается? Я это не раз замечал за собой и в моих словесных отношениях с людьми за весь этот последний роковой год и много мучился этим.
Я хоть и начну с девятнадцатого сентября, а все-таки вставлю слова два о том, кто я, где был до того, а стало быть, и что могло быть у меня в голове хоть отчасти в то утро девятнадцатого сентября, чтоб было понятнее читателю, а может быть, и мне самому.

Я - кончивший курс гимназист, а теперь мне уже двадцать первый год. Фамилия моя Долгорукий, а юридический отец мой - Макар Иванов Долгорукий, бывший дворовый господ Версиловых. Таким образом, я - законнорожденный, хотя я, в высшей степени, незаконный сын, и происхождение мое не подвержено ни малейшему сомнению. Дело произошло таким образом: двадцать два года назад помещик Версилов (это-то и есть мой отец), двадцати пяти лет, посетил свое имение в Тульской губернии. Я предполагаю, что в это время он был еще чем-то весьма безличным. Любопытно, что этот человек, столь поразивший меня с самого детства, имевший такое капитальное влияние на склад всей души моей и даже, может быть, еще надолго заразивший собою всё мое будущее, этот человек даже и теперь в чрезвычайно многом остается для меня совершенною загадкой. Но, собственно, об этом после. Этого так не расскажешь. Этим человеком и без того будет наполнена вся тетрадь моя.
Он как раз к тому времени овдовел, то есть к двадцати пяти годам своей жизни. Женат же был на одной из высшего света, но не так богатой, Фанариотовой, и имел от нее сына и дочь.

Произведение было задумано в начале 1870-х годов, однако закончено только к 1876 году. Достоевскому хотелось создать творение, примерно равное по объёму эпопее Толстого, однако каждая из пяти частей должна была быть совершенно отдельной. Первоначально писатель задумывал название «Беспорядок» и повествование от третьего лица. Но постепенно замысел изменился. События представлены устами рассказчика, раскрывающего «житие великого грешника».

На роль главного героя предназначался Петр Версилов, но впоследствии в центре внимания оказалась фигура девятнадцатилетнего Аркадия Долгорукого. Сейчас мы проведем краткий анализ романа "Подросток" Достоевского.

Проблематика романа «Подросток»

Не менее важна в романе и трактовка любимой идеи писателя о «спасающей красоте». Именно красота способна преобразовать общество и изменить отдельного человека. Сила её воздействия определяется влиянием на душу человека помимо сознания, впечатлением, способным проникнуть в глубину и произвести благотворные перемены. «Положительно прекрасные» образы в искусстве необходимы, по мнению Достоевского. Это одна из ключевых мыслей в анализе романа "Подросток".

Однако в романе Достоевский показывает двойственность красоты. Красота внешняя, не имеющая нравственной основы, тоже способна проникать в сердце, минуя сознание. В этом её опасность. Поэтому главным становится вопрос о разграничение истинной и ложной красоты, ведь только по-настоящему прекрасное включает единство эстетического и этического начал.

Анализ романа «Подросток» - композиция

Произведение состоит из трёх частей. В начале романа Аркадий приезжает в Петербург. Он лелеет честолюбивые планы – разбогатеть и раздать деньги бедным. Накопить миллион он желает только честным путём, избегая дороги обмана и мошенничества. Аркадий стремится вести аскетический образ жизни, ограничивая свои потребности. В виде искушения даны альтернативные способы накопления средств: действия мошенника Стебелькова, шантаж Ламберта, ростовщичество, игра.

Продолжая анализ романа "Подросток" отметим, что во второй части мы видим изменения жизненных ценностей Аркадия. Он не проходит испытания роскошью и богатством. Им овладевает гордыня и мысль о том, что деньги способны поднять человека в своих собственных и в чужих глазах.

В третьей части на первом плане мотивы покаяния и возрождения. Герой оказывается перед выбором: перед его глазами встают два ориентира – Ротшильд и Христос.

Анализ образа главного героя в романе «Подросток»

Аркадий – незаконный сын Петра Версилова, в детстве претерпевший много унижений в частном пансионе из-за своего происхождения. Писатель неслучайно показывает его на пороге совершеннолетия. Он ещё не утратил черты, свойственные детству, - стремление к личной свободе и уединению. Но ещё не приобрёл качество взрослого ума – способность различать добро и зло.

Аркадием владеет гордыня. Он хочет насладиться жизнью сполна, стать новым Ротшильдом. Он отказывается от обогащения путём мошенничества или ростовщичества, но роскошь притягивает его. Если вы проводите анализ романа "Подросток", не упустите эту мысль.

В итоге Аркадий становится на истинный путь, найти который помогает «юридический отец», Макар Долгорукий. Его идеи праведной жизни, даже сама его смерть являются уроком для главного героя. Подросток отказывается шантажа, который планировался ранее, и углубляется в самоанализ. По мысли автора, его герой «чутьём» ищет руководящую «нить поведения», идею, позволяющую отделить добро от зла, но не находит в обществе. Однако Аркадий интуитивно чувствует её необходимость и становится на путь возрождения.

Вы прочитали статью, где был представлен анализ романа "Подросток" Достоевского. В нашем литературном блоге сотни статей с похожей тематикой.

Один из романов, который написал Достоевский Ф.М – «Подросток», краткое содержание поможет получить общее представление о произведении классика. Роман разделен на три части, а они – на главы. Суть каждой очень коротко приведена ниже.

Ф.М. Достоевский, «Подросток»: краткое содержание по главам

Часть первая:

Глава 1. В ней рассказывается о родителях главного героя Аркадия Долгорукого (он же – Подросток), 19-летнего выпускника гимназии и истории его появления на свет. Юноша – незаконнорожденный сын дворянина Версилова. Его мать – дворовая работница Софья Андреева, будучи замужем за своим ровней Макаром Ивановичем Долгоруким, согрешила с барином, связь с которым продолжалась всю жизнь. Аркадий не воспитывался дома и почти не знал мать.

Глава 2. Служба Аркадия у князя Сокольского в Петербурге. Получение первого жалованья. Знакомство со своей сводной сестрой, а также с дочерью князя.

Глава 3. Покупка Аркадием домашнего альбома в сафьяновой обложке на первое жалованье. Встреча с товарищами, обсуждение русского народа и его роли.

Глава 4. Аркадий узнает от Крафта историю полуторалетней давности, в которой его отец предстает не в лучшем свете.

Глава 5. Главный герой продолжает вынашивать идею стать Ротшильдом честным путем, непрерывно накапливая деньги. Он отказывает себе во всем, гордясь своей силой воли. Накопленные богатства хочет раздать бедным.

Глава 6. У Аркадия конфликт с отцом. Подросток вспоминает о своих унижениях в пансионе, где его оскорбляли по причине незаконнорожденности.

Глава 7. Версилов пытается выведать у Аркадия судьбу письма, которое нужно ему для получения наследства. Оно у юноши, но тот не признается.

Глава 8. Аркадий хочет стреляться с обидчиком своего отца, но дуэль не состоялась. Также он узнает о том, что Крафт застрелился, подслушав разговор Татьяны Павловны и Ахмаковой, которая якобы родила от Версилова.

Глава 9. Знакомство Аркадия с Олей, которая пришла к Версилову вернуть ему деньги. Тот дал ей их, узнав о бедственном положении, но девушка поняла, что намерения дарителя не чисты, и не взяла. В этой же главе происходит самоубийство Оли. Аркадий отдает отцу письмо по наследству.

Глава 10. Аркадий узнает, что отец отказался от наследства, и гордится им. Знакомство с Сергеем Сокольским.

Часть вторая

Глава 1. Сергей Сокольский становится другом Аркадия и дает ему деньги. Аркадий позабыл свою идею, купается в роскоши, испытывая муки совести. С отцом он помирился.

Глава 2. Аркадий берет у Сергея 300 рублей в счет наследства Версилова.

Глава 3. Аркадию предлагают 2 тысячи за то, чтобы он не мешал браку Сергея Сокольского и дочери Версилова (сводной сестры главного героя) Анны Андреевны. Сестра Аркадия по матери Лиза предупреждает, что у Анны Андреевны нечистые намерения.

Глава 4. Аркадий говорит Ахмаковой, что письма, компрометирующего ее, уже не существует и решает на самом деле уничтожить его.

Глава 5. Визит Аркадия к матери. Попытка возвращения 300 рублей, взятых у Сокольского. Встреча с отцом и признание ему в своей незрелости, неумении отличить добро от зла.

Глава 6. Аркадий играет в рулетку. Часть выигранных денег у него крадет воришка. Главный герой узнает, что его сестра Лиза беременна от князя Сокольского.

Глава 7. Лиза выглядит счастливой. Сергей Сокольский сделал ей предложение. Анна Андреевна, на которой он собирался жениться раньше, отказала ему. Она планирует выйти замуж за старого Сокольского.

Глава 8. Аркадий играет с Сокольским в рулетку и выигрывает. Его обвиняют в воровстве. Князь отрекается от него.

Глава 9. Аркадий получил травму и впал и в беспамятство. Его спасают, но он болеет. Свои тайны главный герой выбалтывает товарищу Ламберту, нашедшему его после падения на улице.

Часть третья

Глава 1. Знакомство Аркадия со своим формальным отцом — странником Макаром Ивановичем. Болезнь продолжается. Появляется желание тоже странствовать вместе со стариком.

Глава 2. Лиза гордится поступком Сокольского, который попал в тюрьму. Встреча Аркадия с матерью погибшей Оли. Аркадий все больше радуется знакомству с Макаром Ивановичем. Их идеалы похожи.

Глава 3. Выздоровление Аркадия. Его беседы о религии и других высоких вещах с Макаром Ивановичем.

Глава 4. Васин, на которого донес князь, хочет жениться на Лизе, но она не согласна. Макар Иванович чувствует близкую кончину и просит Версилова жениться на своей официальной супруге, когда та овдовеет.

Глава 5. Анна Андреевна решает самостоятельно добыть документ, который прячет Аркадий.

Глава 6. Умер Макар Иванович.

Глава 7. Аркадий посещает дом своего отца и находит там портрет своей матери. Из этого он делает вывод, что Версилов по-настоящему любит мать.