Тест тактика поведения в конфликте. Тест. Тактика поведения в конфликте. Диагностика поведения личности
(К. Томас)
Тест позволит определить основные способы реагирования на конфликтные ситуации.
Инструкция: Выберите из 30 приведенных ниже суждений то, которое более типично для вашего поведения в конфликтной ситуации (пусть Вас не смущает, что некоторые варианты будут повторяться в других сочетаниях).
1. а) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;
б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны;
2.
б) я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных;
3.
б) я стремлюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения;
4. а) я стараюсь найти компромиссное решение;
б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека;
5. а) улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого;
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;
6. а) я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя;
б) я стараюсь добиться своего;
7. а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;
б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего;
8. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
9. а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий;
б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего;
10. а) я твердо стремлюсь достичь своего;
б) я пытаюсь найти компромиссное решение;
11 . а) первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения;
12. а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;
б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне;
13. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) я настаиваю, чтобы было сделано по-моему;
14. а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;
б) я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов;
15. а) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения;
б) я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности;
16.
б) я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции;
17. а) обычно я настойчиво стараюсь добиться своего;
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;
18. а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;
б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу;
19. а) первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
б) я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно;
20. а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих;
21. а) ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого;
б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы;
22. а) я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека;
б) я отстаиваю свои желания;
23. а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас;
б) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;
24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям;
б) я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу:
25. а) я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов;
б) ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого;
26.
б) я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас;
27. а) зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры;
б) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;
28. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого;
29. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий;
30. а) я стараюсь не задеть чувств другого;
б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Ключ.
Соперничество (Соп): 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.
Сотрудничество (Сот): 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26а, 28б, 30б.
Компромисс (К): 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26б, 29а.
Избегание (И): 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.
Приспособление (П): 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.
Подсчитайте сумму набранных Вами баллов по каждой тактике и нанесите результат на график (Рис. 1). Каждый ответ оценивается в 1 балл.
Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения в ситуации конфликта, тенденций его взаимоотношений в сложных условиях.
Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все 5 тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. На графике результат оптимальной стратегии поведения попадает в «коридор», отмеченный штриховыми линиями.
Если ваш результат отличается от оптимального, одни тактики имеют значения ниже 5 баллов, другие – выше 7 баллов (сумма баллов равна 30).
Рисунок 1
Для оптимизации своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, т.е. реже прибегать к тактике, имеющей завышенные значения и чаще использовать тактики, имеющие заниженные значения по результатам тестирования.
Специалисты утверждают, что необходимо применение всех пяти тактик – противоборства, сотрудничества, компромисса, избегания и уступки – в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации.
Рассмотрим наиболее часто встречающие комбинации тактик выхода из конфликтной ситуации.
Если по шкале «Соп »>7 баллов, а по шкале «П »<5, то Вы человек, который добивается всего самостоятельно, часто идет «по головам» ради достижения своих целей, а иногда заставляя других помогать в достижении своих интересов. Вы считаете, что все должны самостоятельно строить свою жизнь и не надеяться на других, поэтому сами помогать другим не станете. В жизни таких людей называют эгоистами, поэтому чаще обращайте внимание на проблемы окружающих людей, и их отношение к Вам обязательно изменится.
Если по шкале «П »>7 баллов, а по шкале «Соп »<5. Вы стараетесь помочь всем: и кому надо и кому не надо. Свои проблемы Вас беспокоят меньше и, как правило, остаются не решенными. Окружающие люди порою готовы свесить на Вас все свои проблемы, зная о том, что Вы обязательно согласитесь их взять на себя. Не забывайте, что кроме Вас никто не станет решать Ваших проблем, будьте самостоятельнее и настойчивее в достижении собственных целей.
Если по шкале «Сот »>7 баллов, «К »>7, а «Соп »<5 и «П »<5. Вы человек, который прекрасно понимает, что в решении проблем две головы лучше, чем одна. Если у Вас возникает проблема, Вы стараетесь найти человека, вдвоем с которым ее будет легче решать. Если же такового не найдется, то Вы, скорее всего, не станете решать свою проблему, а если есть конкурент, то и ему не дадите шанса. Не забывайте, что в жизни не всегда легко найти человека готового помочь, а проступать по принципу «не себе, не людям» по крайней мере, не этично. Старайтесь чаще разрешать проблемы самостоятельно, и не мешайте другим делать то же самое.
Если по шкале «Соп »>7 баллов, «П »>7, а «Сот »<5 и «К »<5. В решении проблем Вы часто рискуете, предпочитая получать либо все, либо ничего. Половинчатые выигрыши Вас не прельщают. Риск конечно благородное дело, к тому же кто не рискует тот не пьет шампанского. Не совместные решения, как правило, более выгодные и разумные, а люди не всегда ищут только выгоду. Доверяйте людям чаще.
Если по шкале «И »>7. Конфликтные ситуации Вы стараетесь избегать, предпочитая не портить с людьми отношения, но конфликт не всегда приводит к разрушению отношений между людьми. Старайтесь не избегать так часто конфликтов, направляя их разрешение в более конструктивное русло.
Если по шкале «И »<5. В конфликте Вы идете от начала до конца, избегание которого считаете делом не достойным человека. Будьте умнее и, учитывая ситуацию, позвольте человеку остаться при своем мнении, соответственно не позволяя обижать Вас и Вашу точку зрения.
Предлагаемый тест имеет целью определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б (они иногда повторяются в разных пунктах). Сравнив указанные в пункте два суждения, каждый раз выберите из них то, которое является более типичным для Вашего поведения и обведите его вариант кружком.
1. А/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б/ Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.
2. А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б/ Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
4. А/ Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б/ Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А/ Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
6. А/ Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б/ Я стараюсь добиться своего.
7. А/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б/ Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.
8. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. А/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
Б/ Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А/ Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б/ Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить
наши отношения.
12. А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б/ Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.
13. А/ Я предлагаю среднюю позицию.
Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.
14. А/ Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
15. А/ Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
Б/ Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А/ Я стараюсь не задеть чувства другого.
Б/ Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б/ Я дам возможность другому в чем-то оставаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б/ Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А/ Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.
Б/ Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б/ Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А/ Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.
Б/ Я отстаиваю свои желания.
23. А/ Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б/ Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
24. А/ Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти
навстречу его желаниям.
Б/ Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.
25. А/ Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
Б/ Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А/ Я предлагаю среднюю позицию.
Б/ Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
27. А/ Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б/ Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А/ Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б/ Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А/ Я предлагаю среднюю позицию.
Б/ Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
30. А/ Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б/ Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли
совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.
КЛЮЧ
Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.
Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.
Компромисс: 2а, 4а, 7б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.
Избегание: 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 26а, 29б.
Приспособление: 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а.
По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека. Под стратегией взаимодействия мы будем понимать совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации. Выделяют пять основных стратегий взаимодействия : соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание (Р.Блейк, Д.Моутон, К.Томас). В современной социальной психологии и психодиагностике данные стратегии связывают обычно с поведением человека в конфликтной ситуации. Однако они могут быть рассмотрены и применительно к обычным социальным ситуациям в связи с особенностью критериев, положенных в основу их определения.
1. Соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Конкуренция и соревнование представляют собой виды соперничества. При такой стратегии взаимодействия в выигрыше остается только одна из сторон. Данная стратегия часто ведет к конфликту, поскольку соперничающие субъекты стремятся добиться своего любой ценой, настойчиво защищая свою точку зрения. Для того чтобы прийти к согласию, необходимо встать на позицию другого. Соперничающие субъекты заинтересованы в том, чтобы именно интересы их конкурентов не были удовлетворены. В такой ситуации возникает замкнутый круг. С одной стороны, невозможно решить проблему, не взаимодействуя с партнером. С другой - именно проигрыш конкурента является залогом успеха. Таким образом, при данной стратегии выиграть может только наиболее сильный соперник, другой, соответственно, терпит поражение.
2. В большинстве социальных ситуаций взаимодействия используется стратегия компромисса , для которого характерно стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны. Так как субъекты уступают друг другу, они не могут реализовать свои интересы полностью, поэтому компромисс предполагает выделение основных и второстепенных потребностей. Основные потребности обязательно реализуются в процессе взаимодействия. Таким образом, проблема решается с учетом интересов обеих сторон, которые жертвуют лишь второстепенными потребностями.
3. Сотрудничество - такая стратегия взаимодействия, которая позволяет партнерам придти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Эта стратегия - довольно редкая, ибо необходимо много условий для ее реализации: во-первых, относительно благоприятная социальная ситуация; во-вторых, психологическая совместимость участников взаимодействия; в-третьих, их желание идти навстречу друг другу и т.д. По своей психологической сущности сотрудничество и компромисс похожи, поскольку обе стратегии связаны с соглашением, к которому приходят обе стороны.
4. Приспособление означает жертвование собственными интересами ради интересов другого человека.
5. Для избегания (ухода в сторону) характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Стратегии соперничества, компромисса и сотрудничества относятся к активным стратегиям, свойственным инициативным и предприимчивым людям, уверенным в своих силах. Индивиды с менее активной социальной позицией и сниженной самооценкой, скорее всего, выбирают стратегии приспособления и избегания.
Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов.
(С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо)
«Избегающий конфликта»
1. Всегда проигрывает в конфликте
2. Считает, что конфликта надо избегать
3. Выражает свое мнение извиняющимся тоном
4. Считает, что проиграет, если выразит несогласие
5. Удивляется, почему другие его не понимают
6. Говорит о конфликте на стороне оппонента
7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально
8. Считает, что в конфликте не следует демонстрировать своих эмоций
9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт
10. Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта
Интерпретация :
8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4-7баллов - средне выраженная тенденция к конфликтному поведению; 1-3 балла - тенденция не выражена.
«Действующий напролом»
1. Часто подтасовывает факты
2. Действует напролом
3. Ищет слабое место в позиции оппонента
4. Считает, что отступление ведет к «потере лица»
5. Использует тактику «затыкания» рта оппоненту
6. Считает себя знатоком
7. Нападает на человека, а не на проблему
9. Считает, что выигрыш в аргументах очень важен
10. Отказывается от дискуссии, если она идет не в соответствии с его замыслом
Интерпретация:
8-10 баллов свидетельствуют о явной тенденции действовать напролом; 4-7баллов - показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом; 1-3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена.
5.4. Итоговый контроль знаний:
1. Технологии эффективного общения в конфликте сводится к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей :
а) добиться убеждения соперника в своей правоте;
б) добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника;
в) добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником;
г) добиться превосходства в переговорном процессе над соперником;
д) овладеть инициативой в споре.
2. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:
а) обмену информацией;
б) налаживанию добрых взаимоотношений;
в) достижению взаимопонимания;
г) расширению темы общения;
д)усилению информационного воздействия на партнера.
3. Интерактивный аспект общения проявляется в:
а) необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и проявления своей презентабельности;
б) стремление к превосходству над партнером по общению;
в) необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;
г) стремлении установить теплые и дружеские отношения;
д)стремлении активизировать информационное воздействие на партнера по общению.
4. Перцептивный аспект общения выражает потребность субъектов общения в:
а) установлении теплых дружеских взаимоотношений,
б) сопереживании, во взаимной эмпатии;
в) преодолении стереотипов восприятия в процессе общения;
г) сохранении высокого статуса в общении;
д)выявлении истинных мотивов общения у своего партнера.
а) поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику;
б) используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие;
в) стремитесь к овладению инициативой в общении, добивайтесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию;
г) в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте;
д)добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли.
6. Технологии рационального поведения в конфликте это:
а) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия кон-фликтантов на основе самоконтроля своих эмоций;
б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;
в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;
г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;
д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.
7. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработаны Д. Скотт:
а) визуализация, «заземление», проецирование, очищение ауры;
б) визуализация, сублимация, проецирование, «заземление»; агрессия, сублимация, визуализация;
г) визуализация, выдержка, сублимация, очищение ауры;
д) сублимация, рационализация, регрессия, визуализация.
8. Первое правило самоконтроля эмоций заключается в:
а) спокойной реакции на эмоциональные действия партнера;
б) переводе темы разговора;
в) отвлечении от ненужной информации;
г) установка на рациональное восприятие соперника;
д) попытке понять мотивы соперника.
9. Второе правило самоконтроля эмоций заключается в:
а) установке на рациональное восприятие соперника;
в) в переводе темы разговора;
г) отвлечении от ненужной информации;
д) спокойной реакции на эмоциональные действия соперника.
10. Третье правило самоконтроля эмоций заключается в:
а) поддержании высокой самооценки в процессе общения у себя и у партнера;
б) поддержание высокой самооценки только у себя;
в) поддержание высокой самооценки только у партнера;
г) поддержание высокой самооценки в глазах соперника;
д) поддержание высокой самооценки у себя и всяческое унижение, критика соперника.
Домашнее задание для уяснения темы занятия
(контрольные вопросы по теме занятия, тестовые задания, ситуационные задачи без эталонов ответов).
1. Тактика избегания конфликта?
2. Тактика скрытых действий и проблема «цены конфликта»?
3. Основные механизмы тактики взаимного выигрыша?
4. Универсальные средства разрешения конфликта?
· Ситуационные задачи:
Ваш подчиненный, зрелый и талантливый специалист творческого типа, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует в коллективе. Вместе с тем у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно. В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным.
Как себя вести?
Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая произошла сегодня у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора.
Что вы предпримете?
Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь.
Что же можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?
4. Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окончившего Институт внешнеэкономических связей, экономики и права), который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секретаря по поводу его грубости.
Поведение участников конфликта включает в себя действия, направленные на оппонента. Социальную реальность конфликта составляют взаимные реакции, направленные на реализацию интересов каждой стороны и на ущемление интересов оппонента. Поскольку действия оппонентов вливают на них, вытекающих из предыдущих действий другого участника, то в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия.
Стратегия поведения в конфликте - это ориентация личности или группы по конфликту, установка на определенные формы поведения в конфликтной ситуации.
Традиционно конфликтологи выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, описанных К. Томасом, хотя в научных трудах они могут иметь несколько разные названия:
1) доминирование (соперничество, конкуренция, борьба);
2) сотрудничество (сотрудничество, кооперация, интеграция)
3) уклонения (ухода, игнорирование)
4) приспособления (уступчивость)
5) компромисс.
Эти стратегии различаются в зависимости от ориентации участников конфликта на реализацию собственных целей или на цели партнера.
От того, какую стратегию выбирают участники конфликта, часто зависит его ход и конечный результат. Стратегии уклонения и приспособления являются пассивными, они фактически направлены на то, чтобы не допустить развития конфликта. Поэтому психологов интересуют прежде всего стратегии сотрудничества и соперничества. Для тех, кто выбирает первую стратегию, присуща кооперативная ориентация, а для тех, кто выбирает соперничество - конкурентная. Однако в реальной конфликтной ситуации возможен проявление одновременно двух таких на первый взгляд противоречивых стратегий.
Интересен подход Дж. Рубина и Д. Пруйта. Они, воспользовавшись моделью К. Томаса и обобщив ее, выделили три основные стратегии поведения в конфликте:
1) наступательная стратегия соперничества: предусматривает любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной из сторон без учета интересов другой стороны;
2) стратегия решения проблемы - прилагаются усилия, чтобы выяснить проблемы, которые разделяют стороны, разработать и принять взаимовыгодное решение;
3) стратегия уступок - одна из сторон идет на снижение своих притязаний.
Эти общие стратегии поведения реализуются в частных тактиках. Тактика (от греческого слова т ^ о - шикую войска) - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одну и ту же тактику можно применять в рамках различных стратегий.
Наибольший интерес вызывают тактики, которые участник конфликта применяет при выборе стратегии соперничества.
Дж. Рубин и его коллеги отмечают, что тактики соперничества не плохи сами по себе, негативным оказывается результат, к которому приводит применение этих тактик. Тактики соперничества условно можно разделить на легкие (те, последствия применения каких либо благоприятные, или по крайней мере нейтральные для другой стороны) и тяжелые (ведут к неблагоприятным для другой стороны последствий). Обычно тактики соперничества чаще всего применяют по принципу нарастания их последствий - от легких до тяжелых.
Тактика "обольщения" - это поведение, которое направлено на то, чтобы воздействовать на другого, восхваляя его достоинства. Этой тактике свойственна определенная психологическая особенность: чем меньше заинтересованный человек в достижении успеха, в случае применения этой тактики, то легче его достичь. Это объясняется тем, что если другая сторона осознает стремление первой стороны произвести хорошее впечатление связано с заботой о собственных выгодах, то она будет более настороженно относиться ко всем ее попыток в этом направлении. Первая группа тактик "обольщения" - лесть. Применяя эту тактику, участник взаимодействия рассчитывает на то, что людям сложно плохо относиться к тем, кто их хвалит. Однако похвала должна иметь меру, иначе ее будут воспринимать как неискреннее. Следующая группа тактик "обольщения" - "единство взглядов". Выражая согласие относительно высказываний другой стороны, первая сторона стремится создать впечатление, что их позиции схожи. Однако при применении этой тактики нужно избегать впечатления, что согласие продиктована какими-то скрытыми мотивами, и не произвести на другую сторону впечатление человека, который бездумно соглашается с любой точкой зрения. Третья категория тактик "обольщения" заключается в предоставлении услуг: люди хорошо относятся к тому, кто делает им что-то приятное. Четвертая категория - это тактики самопрезентащи: надо так подать свои достоинства, чтобы другая сторона признала их привлекательными. Итак, тактики "обольщения" имеют целью заставить оппонента пойти на уступки благодаря обаянию и хитростям. Для успешного применения этих тактик главной является условие, чтобы другая сторона не заподозрила того, кто прибегает к ним, в корысти.
Следующий тип тактик - "скуйовджування перья" - применяют с целью сбить с толку другую сторону, смутить ее и тем самым ослабить ее упрямство в нежелании идти на уступки. Такого эффекта можно достичь, строя свое поведение в манере, противоположной манеры поведения оппонента. Другой вариант - заставить соперника чувствовать или безответственным, или некомпетентным. Чтобы такие тактики были успешными, нужно, как и в случае применения первой группы тактик, чтобы противоположная сторона не догадывалась об истинных намерениях.
Третья группа тактик - скрытые упреки. Под видом невинных замечаний относительно реальных фактов они призваны задеть и огорчить другого. Собственно говоря, тот, кто применяет такую тактику, пытается вызвать у другого чувство вины. Чувство вины можно вызвать тремя способами:
1) напомнить человеку о давних вины;
2) показать его мелкие грешки как значительно более серьезные;
3) заставить почувствовать ответственность за ошибки, эта сторона не допускала.
Однако эти тактики могут оказаться неэффективными из-за того, что другая сторона может не заметить, что ей внушают чувство вины, а может переживать это чувство, но не осознавать его причины. Самое главное, что нужно помнить - это то, что при применении тактики скрытых упреков интересы, которые лежат в основе конфликта, не обсуждаются, а потому проблема, по сути, не решается.
Четвертая группа тактик - убедительная аргументация, которая заключается в том, что одна из сторон - участниц конфликта - склоняет другую сторону к снижению притязаний, руководствуясь логическими доводами. Такую тактику можно реализовать двумя способами:
1) одна из сторон должна попытаться убедить другую, что имеет законные основания добиваться разрешения спора в свою пользу;
2) одна из сторон должна убедить другую в том, что снижение притязаний пойдет ей на пользу.
Пятая группа тактик - угрозы. Они заключаются в том, что одна из сторон выражает намерения вести себя так, чтобы повредить другой стороне, если она не будет выполнять предъявленных ей требований. Такая тактика является самой распространенной формой социального влияния в спорах сторон. Угрозы отличаются от обещаний тем, что содержат указания на негативные последствия для другой стороны. Угрозы применить силу действуют часто гораздо успешнее, чем применение самой силы, а поэтому они являются очень эффективным средством воздействия. их действенность объясняют тем, что люди обычно больше стараются избежать возможных потерь, чем получить возможную вознаграждение. Также и сторона, которая угрожает другой, в любом случае оказывается в выигрыше: даже если угрозы не выполняются, то противник склонен расценивать это не как слабость, а как проявление гуманности.
Серьезная проблема в применении тактики угроз заключается в том, что другая сторона также может к ней прибегнуть. Если же на угрозу соответствуют угрозой, то это приводит к усилению враждебности.
Последняя тактика - тактика несклоняемых, или позиционных, обязательств, суть которой заключается в том, что одна из сторон конфликта удастся к определенным действиям и гарантирует, что не отступится от выбранной линии поведения. Тогда происходит переложение ответственности за последствия конфликта на другого участника. Примером применения такой тактики могут стать забастовки, голодовки, бойкоты. В случае успешного применения такая тактика обычно заставляет оппонента идти на уступки. Однако применение этой тактики может быть связано с определенным риском для обеих сторон конфликта.
Стратегия - это способ действия субъекта по достижению главной цели воздействия на партнера по общению.
В зависимости от целей выделяют следующие ведущие тактики поведения во взаимодействии:
- 1) сотрудничество - такая форма взаимодействия, при которой оба партнера по общению содействуют друг другу в достижении индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
- 2) противоборство - партнеры противодействуют друг другу в достижении индивидуальных целей, ориентируясь только на свои цели без учета целей партнера;
- 3) компромиссное взаимодействие - партнеры по общению в чем-то содействуют , а в чем-то противодействуют друг другу;
- 4) уклонение от взаимодействия - партнеры стараются избегать активного взаимодействия, уходят от контактов, идут на риск недостижения собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого;
- 5) контрастное взаимодействие - один из партнеров старается содействовать другому, а тот активно противодействует ему;
- 6) однонаправленное содействие - один из партнеров приносит в жертву собственные цели и способствует достижению целей другого, который уклоняется от сотрудничества.
Американские психологи Л. Стейнберг и Дж. Миллер проанализировали взаимодействие с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.
Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, обычно сочетающиеся с желанием доминировать во взаимодействии.
Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.
Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентаций позволяет выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, «контролеры» и «пониматели» придерживаются совершенно разных стратегий в общении.
Стратегия «контролера» - стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации. Довольно часто данная стратегия действительно позволяет достичь контроля над взаимодействием.
Стратегия «понимателя» подразумевает адаптацию к партнеру.
Показательно, что разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. Так, «контролеры» всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям «вертикального взаимодействия». Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.
Следует отметить, что существуют и обратные влияния. Например, человек, находящийся в общении на самой «верхней» позиции, обязательно будет в большей степени «контролером», в отличие от ситуации, в которой он был бы «внизу»: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие.
Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.
Открытость общения - это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.
Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные типы:
- одна из сторон пытается выяснить позицию другой стороны, не раскрывая своей;
- общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои «обстоятельства», рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.
Оба эти вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение осуществляется с неравноправных позиций партнеров.
При выборе позиции в общении следует учитывать все обстоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытости общения. И вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность делового общения достигается при его открытом характере.