Меню
Бесплатно
Главная  /  Семья  /  Предметы для занятий художественной гимнастикой. Художественная гимнастика: упражнения с предметом. Чешки и гимнастическая обувь

Предметы для занятий художественной гимнастикой. Художественная гимнастика: упражнения с предметом. Чешки и гимнастическая обувь

Упражнениями с предметами можно эффективно развивать все физические качества и дифференциро­ванно влиять на укрепление определенных мышц и различных частей тела человека. Правильная техника владения предметами не позволяет занимающимся длительное время оставаться в статическом положении, заставляет их непрерывно двигаться. Поэтому упраж­нения с предметами приобретают высокую насыщенность и эмоциональность; отвлекают внимание занима­ющихся от нагрузок и тем самым помогают им легко переносить большое количество повторений однообраз­ных движений.

Каждый предмет, применяемый в гимнастических упражнениях, имеет свою специфику и поэтому воздействует преимущественно на развитие определенных фи­зических качеств. Упражнения с гимнастическими пред­метами вместе с тем развивают общую ловкость, осо­бенно ловкость рук и кистей, координацию движений, мышечную чувствительность, чувство ритма, зрение и внимание. Все это особенно важно для специалиста, которому необходимо быстро осваивать профессиональ­ные трудовые навыки, правильно распределять внима­ние.

К разучиванию упражнений с предметами следует приступать на втором курсе после того, как студентка­ми полностью усвоен предшествующий программный материал с упражнениями без предмета, и они при­обрели определенную физическую и техническую под­готовку. *

Преподавателю для правильной организации заня­тий и умелого использования специальной литературы необходимо иметь в виду следующее.

Предмет находится в воздухе в различных положе­ниях (вертикально, горизонтально, наклонно), его дер­жат или захватывают определенным способом держа-

ния или хвата (сверху, снизу, сбоку, скрестно, обратно, узко и т. д.), и он находится или двигается по отноше­нию к занимающемуся скрестно или продольно (по от­ношению к лицевой стороне занимающегося).

Предмет находится скрестно, если концы или края предмета располагаются на равном расстоянии от вы­полняющего упражнения. Это положение предмета в записи читается так: «обруч вперед», «палка за телом», «шарф вправо».
Предмет находится продольно по отношению к гим­настке, в таком положении, когда надо различать его ближний или дальний конец или край. Например, «об­руч вперед продольно», «палка за спиной продольно», «шарф вправо продольно».

При описании упражнений принято указывать го­ризонтальное положение предмета (обруч вперед гoризонтально) ; вертикальное положение предмета не указывается, оно подразумевается («обруч вперед»). Исключением является палка - ее горизонтальное по­ложение считается основным и не описывается.
Если предмет можно держать как двумя руками, так и одной, то вариант держания двумя руками не указывается, так же как и хват сверху. Исключением является мяч - описывается хват сверху, а хват сни­зу (на ладони, ладонях) считается закономерным.

мяч вперед - руки вперед, мяч на ладонях перед телом

обруч вперед - обруч вертикально впереди хва­том обеими руками за боковые края сверху

скакалка вперед - руки вперед, держать скакалку за концы

шарф вперед - шарф вертикально впереди, дер­жать двумя руками за широкий край

палка вперед - палка горизонтально впереди хва­том обеими руками сверху за концы
лента в правой - правая рука в сторону, лента в руке вправо

– это обруч, мяч, лента, скакалка и булава. Тренеры Регионального центра развития видов гимнастики рассказали, как появились и откуда пришли эти предметы.

Художественная гимнастика традиционно считается одним из самых эстетически привлекательных видов спорта. двигаются так грациозно и изящно и их образ прекрасно дополняется великолепной координаций, которая демонстрируется при работе с предметами. Тем не менее, без традиционного обруча, мяча, ленты, булав и скакалки невозможно представит современную художественную гимнастику.

Все предметы были «законодательно» утверждены прошлого века. До этого момента, на самых ранних стадиях развития гимнастики традиционными считались упражнения не только с ними. Выбор предмета зачастую ограничивался только фантазией спортсменок и тренеров и часто гимнастки работали также с вымпелами и шарфами (родоначальниками классических лент). Были и довольно неожиданные решения: шарфы на палочках, мяч, надетый на скакалку, огромные мячи золотого цвета, мячи, обшитые блестками, булавы-снежинки, широкая лента-шарф.
В спорт современные предметы пришли из разных областей. Мячи и ленты были заимствованы из античной культуры, обруч - из , скакалка - из детских танцевальных выступлений, а ленты - из балета.


Использование этих предметов не было регламентировано, а потому зависело от фантазии тренеров - история художественной гимнастики помнит огромные золотые мячи, булавы-снежинки, предметы, расшитые блестками и другие оригинальные решения. Окончательно современные атрибуты «художниц» были утверждены лишь в 60-е годы прошлого века.
Хотя олимпийский дебют «художниц» состоялся лишь в 1984 году, упражнение с предметами в программе Игр появилось гораздо раньше – правда, в программе по женской спортивной гимнастике. На Олимпиаде-1952 был разыгран комплект медалей в командном упражнении с обручами, а через четыре года в Мельбурне – с булавами. Упражнение с предметами должно было сделать женскую спортивную гимнастику более изящной, ведь в те годы спортсменки выступали на кольцах, перекладине, коне, что не содействовало развитию грации и пластики. Несмотря на прекрасную физическую подготовку, работа с предметами давалась спортивным гимнасткам с трудом. Очевидно сама фактура тела – накачанного, с рельефными мышцами – не сочеталась с упражнениями, требующими точности и тонкости ощущений.
Из всех пяти предметов только скалка сейчас не участвует в Олимпиаде, т.к. российские спортсменки явно лидируют в этой области.

Художественная гимнастика - это вид спорта, который заключается в выполнении различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом под музыку. Упражнения выполняются на ковре, площадь которого 13х13 метров. Продолжительность упражнения составляет 90 секунд.

Предметы в художественной гимнастике включают в себя:

- Скакалка -

Скакалка должна быть пропорционально росту гимнастки, не должна иметь никаких ручек, только один узел на каждом конце. С 2009 год упражнения со скакалкой не входят в международную программу мастеров спорта. Однако гимнастки, выступающие по программе КМС и моложе выполняют упражнения со скакалкой на российских соревнованиях.

- Обруч -

Внутренний диаметр обруча для взрослых гимнасток составляет от 80 до 90 см. Минимальный вес обруча у гимнастки выступающей по программе КМС и МС - 300 грамм.

- Мяч -

Диаметр мяча для гимнасток, выступающих по программе КМС и МС - 18-20 см. Вес около 400 грамм.

- Булавы -

Длины булавы для гимнасток, выступающих по программе КМС и МС и составляет 40 -50 см.

- Лента -

Лента обычно бывает атласной.

Длина ленты для гимнасток, выступающих по программе КМС 5 метров.

Длина ленты для гимнасток, выступающих по программе МС 6 метров.

Вес ленты не менее 35 грамм.

Все предметы существуют разного размера и должны подбираться под рост ребенка. На соревнования обруч и булавы обычно обматываются специальной разноцветной клейкой лентой в тон купальника. Скакалка и лента также подбираются с учетом образа гимнастки и цветовой гаммы купальника.

Этот вид спорта, очень часто, называют "балет с предметами". Этих самых предметов в гимнастике - пять: скакалка, обруч, мяч, булавы, лента. Раньше, во времена становления гимнастики, работали, также, с вымпелами, шарфами, можно было использовать одновременно 2 предмета...
Сейчас, лидерами по производству гимнастических предметов. являются две фирмы и обе японские: Chacott и Sasaki. Выпускаемые ими предметы соответствуют всем спортивным стандартам, и довольно дорогие. Но, альтернативы нет. Российские, Тайландские предметы используются только для тренировок с маленькими детьми, которые не принимают участие в соревнованиях.
Скакалка:
Считается самым простым, для гимнастки, предметом. "В упражнение включаются сочетания различных прыжков на одной и двух ногах, поочередных перепрыгиваний и вращений скакалки - выполняемых на месте и с продвижением вперед, в сторону, назад, с поворотами, а также с изменением ритма и темпа как прыжков, так и (одновременно с прыжками или «отдельно») движений скакалкой." Скакалки выпускаются различных цветов. Часто юные гимнастки делают их из альпинистских верёвок.

Обруч:
"Упражнения с обручем связаны, в основном, с вращением предмета (рукой, ногой, шеей, туловищем), его бросками и перекатами на фоне различных телодвижений. " Обручи используются только пластиковые. Их обматывают специальным материалом - голографическими, или просто яркими клейкими лентами, а сверху - прозрачным скотчем.







Мяч:
"Упражнения с мячом - весьма динамичны, в них используется большое количество различных движений: броски и ловля одной и двумя руками, перебрасывания, перекаты по частям тела и полукаты и броски, выполняемые не только руками, но и ногами, туловищем, головой, плечами; резкие и быстрые броски сочетаются с поворотами и удержанием мяча в разных пространственных положениях гимнастки при фиксации мяча на разных участках тела. Особыми действиями, характерными именно для этой группы упражнений, являются отбивы мяча и выкруты. Броски и ловля мяча сочетаются с кувырками, перекатами на спине или на груди, различного типа равновесиями и «обыгрывающими» действиями." На мячи существует мода: они могут быть матовые и с блёстками, однотонные и в пятнах...
вот простые, не дорогие тайландские мячи


а это уже - профессиональные




Булавы:
Довольно сложный, травмоопасный предмет. Точнее, пара предметов. Делаются из пластика (российские), или из жёсткой резины (японские). "Упражнения с булавами представляют собой манипуляции двумя предметами. Работая одной или двумя руками, гимнастка выполняет различные круги, махи, «мельницы», броски, перекаты булав по площадке или по своему телу, броски булав с заданными направлениями и плоскостями вращений и последующей ловлей их в определенных позах, в которые спортсменка приходит через повороты, прыжки с поворотами, различные кувырки и другие сложные движения. Длина булавы 40-55 см, вес - 400-550 г." Они,также, выпускаются различных цветов, и украшаются липкой цветной плёнкой.






Лента:
Несмотря, на кажущуюся простоту - тряпочка на палочке - это самый "коварный" и сложный предмет. Длина её - 6 метров. И, во время выполнения упр

Художественная гимнастика - один из самых зрелищных и изящных видов спорта, суть которого заключается в выполнении гимнастических и танцевальных упражнений. Упражнения могут выполняться как с использованием предметов (обруч, мяч, скакалка, лента, булавы), так и без него. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

Гимнастки должны обладать хорошей гибкостью, растяжкой, высоким толчком, стройной фигурой, хорошей координацией движений. Но даже если гимнастка не обладает всеми этими качествами, почти всего можно добиться путём регулярных тренировок и под контролем хорошего тренера.

История возникновения и развития художественной гимнастики

Художественная гимнастика считается молодым видом спорта, появилась она благодаря мэтрам Мариинского театра. В 1913 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения. Все педагоги данной школы до прихода в неё имели свой уникальный опыт преподавания эстетической гимнастики, ритмической гимнастики, танцевальной гимнастики или свободного танца. Объединение всех этих стилей в один дало мощный толчок для появления художественной гимнастики.

В 1941 году был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Позже весь советский спорт и художественную гимнастику ждал застой в развитии из-за Великой Отечественной Войны. Но уже в 1945 году была создана первая секция художественной гимнастики, позже преобразованная в федерацию СССР. Дальнейшее развитие художественной гимнастики происходило с неимоверной скоростью, охватывая всё больше и больше участниц.

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. С 1949 года эти чемпионаты начинают проходить ежегодно. Позже появились Кубок СССР (1965) и всесоюзные детские соревнования (1966).

После того, как гимнастки стали выезжать с выступлениями за пределы СССР, художественная гимнастика получила признание Международной федерации гимнастики и официально стала считаться видом спорта.

В 1960 году в Софии прошла первая официальная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года в Будапеште прошли первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В этом же году в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям.

1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. С 1984 года начинается Олимпийская история художественной гимнастики.

Правила художественной гимнастики

Как говорилось выше, выступления могут проходить с предметами или без, но в последнее время на соревнованиях мирового класса выступления без предмета не проводятся. В групповых упражнениях одновременно должны использоваться один или два вида предметов.

Все упражнения идут под фонограмму. Выбор музыки целиком зависит от пожеланий гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть длительностью от 75 до 90 секунд. Соревнования по художественной гимнастике проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров.

Выступления по художественной гимнастике оцениваются по двадцатибалльной системе. Оценивают выступления три бригады судей:

  • Трудность (D) оценивают две подгруппы судей — D1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D1 и D2.
  • Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи.
  • Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они снимают очки за ошибки.

На любых соревнованиях обязательно присутствует судья-координатор, который следит за формальной стороной выступления.

Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D1+D2)/2+A+E

Предметы для художественной гимнастики

Скакалка Бывают пеньковые или синтетические скакалки. Скакалка должна быть пропорциональна росту гимнастки и не должна иметь никаких ручек, вместо них на концах завязывают один или два узла.

Обруч для художественной гимнастики.Бывают деревянные или синтетические обручи. Внутренний диаметр должен быть от 80 до 90 см, а минимальный вес — 300 гр.

Мяч для художественной гимнастики.Бывают резиновые или синтетические мячи. Диаметр мяча примерно равен 18-20 см. Вес должен быть не менее 400 гр.

Булавы для художественной гимнастики (булавы чакот).Изготавливаются из пластика или каучука (ранее гимнастки пользовались деревянными булавами). В булавах разрешено использовать бархатные ручки. Длина булав должна быть в пределах 40-50 см.

Выступление с лентой в художественной гимнастике. Сама лента может быть атласной или из другого похожего материала. Длина не менее 6 м (сделана из одного куска). Вес не менее 35 гр. Палочка может быть изготовлена из дерева или пластика. Ее длина должна быть от 50 до 60 см, а диаметр — 1 см в самом широком месте.