Меню
Бесплатно
Главная  /  Дом  /  Простить. Цитаты про прощение. Главное в дружбе - умение прощать Почему в дружбе важно понимать и прощать

Простить. Цитаты про прощение. Главное в дружбе - умение прощать Почему в дружбе важно понимать и прощать

Кого из нас не обижали? Кто не обижал сам? Таких людей просто нет. Отличает нас друг от друга иное – умение или неумение прощать. “На обиженном воду возят” – в этой пословице показано негативное отношение к человеку, не способному забывать обиды. Да и самому обиженному тяжело носить в себе свою обиду. Поэтому стоит научиться прощать людей.
Отношения между людьми складываются по-разному. Мы совершаем разные поступки: хорошие и плохие. Помогаем друг другу в делах, исполняем желания, выполняем просьбы. Но случается, лжем, не можем сделать

Обещанного, поступаем наперекор, ссоримся. Часто мы обижаем любимых людей, сгоряча говорим так, как совсем не думаем. Мы делаем человеку больно, и обижаем его, возможно, не замечая этого. Если он дорог нам, нужно постараться загладить свою вину, извиниться.
Все люди разные, с разными характерами и темпераментом. Каждый обижается, прощает и умеет просить прощения по-своему. Ранимые, чувствительные люди обижаются быстро. Даже мелочи, которые не стоят внимания, шутки они воспринимают серьезно. Но так же быстро они умеют понять и простить обидчика, потому что тяжело переносят негативные эмоции. Людей же холодных, сухих, скупых на эмоции обидеть сложно. С одной стороны, это хорошо: они защищены от лишних переживаний. С другой стороны, такие люди сами могут сильно обидеть.
Умение просить прощения и прощать – признак сильной личности. Ведь это преодоление своего гнева и признание собственных ошибок.
Прощать обиды необходимо. Когда мы обижены, у нас испорчено настроение, нет улыбки на лице, понижен тонус. А в подавленном состоянии мы сами можем причинить боль. “Прости…”. Иногда это слово способно утихомирить самые разыгравшиеся конфликты. Оно способно проникать в самые глубины нашей души, если оно было сказано с искренностью. “Прости”… Сказав это слово, мы словно освобождаемся от оков, которые были столь тягостны. От этого слова в нашей душе утихают все бури, замирают вьюги. И сердце словно оживает от обыденности и печали.
Как научиться прощать? Нужно хотя бы на минуту представить себя на месте обидчика. Ему тяжело, неприятно и обидно за то, что не принимают его извинений. Кроме того, не нужно забывать, что и мы не раз обижали кого-то, чувствовали тревогу, свою вину. Прощать нужно навсегда и от чистого сердца. Если это не так, то значит не было прощения. Если вспоминаешь обиду, то, значит, не простил. Не стоит, если прощаешь, ставить себе это в заслуги. Надо просто забыть.
В художественной литературе есть немало примеров, где звучит тема прощения. Например, в романе-эпопее Толстого “Война и мир”. Болконский безумно влюбляется в Наташу Ростову, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он ее кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, веселая девушка. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал ее измену. Гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять ее. В разговоре с Пьером Болконский сказал: “Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу”. Перед нами предстает жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.
Иначе тема прощения отражена в романе “Герой нашего времени” Лермонтова. Вера играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Вера – единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми достоинствами и недостатками. Эту проницательность и верность чувству не мог не оценить и сам Печорин: “Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть”, – и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолетные. Чувства Веры настолько сильны, что она прощает все страдания, принесенные ей Печориным, продолжая любить его, зная, что они никогда не будут вместе. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у нее нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признается в любви Печорину после того, как он уже один раз ее оставил. Все это нужно было автору, чтобы показать эгоизм героя, его отношение к окружающим, боязнь потерять свободу – главное, по его мнению, в жизни.
Мне кажется, прощать нужно все и всем, даже предательство друга. Обида и месть разрушают нас. Они могут быть сегодня убедительными, а завтра разрушительными. Вернее, они всегда такие. Приносят лишь минутное удовольствие. У нас нет права судить. Пусть все рассудит жизнь. Ни к чему держать тяжелые мысли в сердце. Там должны селиться только светлые, благородные чувства. Прощение – это великодушие. Давайте будем великодушными, и, возможно, мир станет добрее!

Жизнь любого человека непростая. Сложно её прожить в одиночку, без опоры, понимания, поддержки. Каждый нуждается в настоящем друге. Кто же он?

А как возникает дружба? Как находится человек, способный стать близким? Как правило, спонтанно. Ведь нельзя кого-то принудить дружить, правда? Не получится вызвать у человека симпатию, если в его сердце она не зародилась сама.

Появлению дружбы может способствовать общий коллектив. Только такие отношения находятся под большой угрозой. Друг приобретается настоящий, но пропадает, как только распадается этот самый коллектив, или меняются интересы. Таких людей принято называть просто знакомыми.

Так всё же, каким должен быть друг? Если говорить коротко, то прозвучит ответ: «Лучшим!». Только что именно входит в это определение? У каждого человека имеются свои критерии дружбы, желания и представления. В данном вопросе нельзя устанавливать законы, требования или запреты. Не допустим подобный подход и при выборе товарища.

Отличить настоящего друга от случайного приятеля и знакомого достаточно просто, если прислушаться к своему сердцу и внимательно присмотреться к поступкам товарища.

Всё просто. Истинный друг обладает определёнными качествами, которые не проявятся в отношениях с остальными людьми. Итак, о каких же особенностях идет речь?

Преданность и надёжность

Преданный друг умеет хранить секреты, не обсуждает вас за спиной, не распространяет слухи. Он не позволит окружающим людям некрасиво говорить о своём приятеле. Он абсолютно надёжен. Отношения с настоящим другом отличаются честностью и стабильностью. Кроме того, такой человек:

  • умеет держать свои обещания;
  • не подводит;
  • искренен;
  • гостеприимен;

Честность и доверие

Это главные составляющие настоящей дружбы. Без них отношения не могут считаться таковыми. Быть честным со своим товарищем в любой ситуации очень важно, даже если правда окажется горькой. В отношениях друзей нет места фальши. С приятелем можно делиться всем, чем захочется. Дружба предполагает полное доверие.

Умение прощать и слушать

Истинный товарищ обладает бесценным даром. Он умеет выслушать, когда требуется. Может простить, если это необходимо. Надо помнить, что никто не безупречен. Неспособность прощать убивает дружбу. Затаив возмущение, обиду, не получится построить доверительные отношения. С другом можно быть откровенным. Сильный человек умеет прощать чужие ошибки, быть толерантным и терпимым.

Настоящий друг не только делится возникшими проблемами, но и сам проявляет интерес к событиям в жизни товарища. Он всегда даёт выговориться собеседнику, не перебивает его.

Уметь слушать – важный показатель, свидетельствующий об искренности отношений между приятелями.

Поддержка и забота

Значимое качество лучшего друга – умение и желание оказать поддержку и заботу. Без них доверительных отношений не бывает. Он всегда поддержит, как в горе, так и в радости, даже если не разделяет и не понимает вашего поступка. Он абсолютно бескорыстен. По возможности друг готов выполнить поручения товарища, дать мудрый совет.

Уважение и умение сопереживать

В основе любых отношений должно стоять взаимное уважение. Дружба – не исключение. В компании товарища комфортно, не страшно быть откровенным. Друг всегда постарается понять, поддержать, подставить свое плечо. Он не позволит себе фамильярничать и всегда будет уважать индивидуальность приятеля. Кроме того, настоящий друг готов считаться с вашими поступками, принимать их, как факт, не осуждая. У каждого человека есть недостатки. Однако именно друг постарается примириться с ними.

Можно долго рассуждать на тему отношений, давать характеристику близкому другу. Тем не менее, каждый решает и выбирает сам. Кому-то важно, чтобы он разделял его интересы, например, увлекался рыбалкой или горными лыжами. Кто-то предпочитает общаться с людьми своей профессии. Такая дружба тоже имеет право на существование.

Самое главное, чтобы отношения строились на доверии и уважении. Только так их получится пронести через долгие годы, а, может, и через всю жизнь. Ни временное отдаление, ни недопонимание, ни появление иных интересов не смогут разрушить подобный «фундамент». Даже на расстоянии настоящий друг останется самым близким и родным человеком.

В предложенном для анализа тексте великий писатель и литературовед Н.Я. Эй­дель­ма­н поднимает проблему дружбы и насмешки.

Автор по-своему осмысливает и раскрывает эту проблему. Чтобы помочь читателю разобраться в поднятых вопросах, писатель приводит в пример историю про В. Кюхельбекера, который в своем письме говорит о насмешках со стороны лицейских друзей. Эй­дель­ма­н также обращает внимание на то, что дружба между Вильгельмом и его одноклассниками сочетает в себе как любовь, так и издевательство: “любя, ста­нут снова из­де­вать­ся, ми­рить­ся... ”. Но такая дружба, по мнению автора, была во все времена: “так и будет впредь: друж­ба и на­смеш­ка”.

Н.Я. Эй­дель­ма­н выражает свою точку зрения весьма ясно и однозначно. Он считает, что уме­ние дру­жить и спо­соб­ность ви­деть­ не­до­стат­ки друга могут сов­ме­щать­ся.

Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, умение видеть в друге недостатки – это хорошо, но только в том случае, когда эти самые недостатки не используются в качестве насмешки, в противном случае такими “ дружескими шутками” можно нанести непоправимый вред своему другу или подруге.

Так поступают герои повести Б. Железникова «Чучело», которые, не разобравшись в ситуации, своими издевательствами доводят одноклассницу до отчаяния. Прозрение наступает, но слишком поздно: Лены больше нет в их классе. Чувство вины, которое испытывают ребята – это горькое лекарство: оно научит их быть добрее, милосерднее.

Как написал великий советский писатель В. П. Некрасов: «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать». Это означает, что даже если между, например, лучшими друзьями возникло недопонимание, которое переросло в будущем в большую ссору, не нужно использовать знание о недостатках друга в качестве аргументации для доказательства своей позиции в ссоре. Ведь всегда можно прийти к компромиссу, ведь всегда можно понять и простить.

Таким образом, сам смысл дружбы не изменится и через тысячу лет, всегда будут те, кто использует твои недостатки против тебя, используют их в качестве насмешки, но не нужно отчаиваться, ведь страдания эти не навсегда, даже самый задиристый друг, все равно останется твоим другом, просто ему нужно немного повзрослеть.

Исходный текст.

(1)Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.
1814

(2)Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
1825

(3)Какие разные оценки одного человека — одним и тем же, дружеским, пером!

(4)Где истина? (5)В каком году?

(7)0днажды в невесёлый час Вильгельм Кюхельбекер напишет мужу старшей сестры, известному учёному и педагогу Григорию Глинке, что в Лицее всё ему немило, что друзей нет и дел нет. (8)Родственник отвечал: «...жалею вместе с тобою о твоих неудачах», советовал крепче приналечь на науки, но винил и самого Кюхлю:

(9)«Ты напрасно надеешься найти друзей между ветрениками твоих лет, не созрев пока сам для чувства дружбы. (10)Вообще старайся воспользоваться золотою порой молодости твоей, занимаясь исключительно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду будущего своего назначения в обществе и сделай себя достойным его. (11)Не плачь обо всём и во всякое время; плаксивое лицо, точно как и слишком грустное расположение духа, нимало не сочетается с юношеским возрастом. (12)Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив. (13)Верь также мне, что мы во всех почти случаях жизни сами бываем орудием собственного нашего счастия или злоключения».

(14)Да Кюхельбекер и сам в другую минуту назовёт друзей «милыми и прекрасными».

(15)Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма. (16)Кюхля вызовет Пушкина стреляться; от насмешек над своей долговязой, нескладной фигурой придёт в отчаяние; однажды кинется топиться в Царскосельский пруд — его вытащат и будут любить, как и прежде любили, удивляясь сочетанию вдохновения, таланта и страшных несообразностей. (17)Любя, станут снова издеваться, мириться...

(21)Важно ли, в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? (22)Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? (23)Носят ли джинсы или камзолы, треуголки? (24)Конечно, разница веков нам небезразлична. (25)Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль... (26)Но сколько здесь общего! (27)Разве они, юные прадеды, не любили, как правнуки, не мечтали, не умирали? (28)Разве мы, современники космических ракет и теперь уже цифрового телевидения, не нашли бы, о чём поговорить, о чём спросить тех ребят, а они — нас?

(29)Глядя на себя и своих друзей как бы со стороны, «через другой век», через дела, мысли и документы давно ушедших людей, мы вдруг замечаем то, что вблизи, вплотную, было почти неразличимо...
(По Н. Я. Эйдельману*)

*Натан Яковлевич Эйдельман (1930-1989) — писатель, историк, литературовед.

Текущая страница: 33 (всего у книги 36 страниц) [доступный отрывок для чтения: 24 страниц]

Шрифт:

100% +

Сквозные темы

Дружба в произведениях девятнадцатого века. (По произведениям А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)

Самое главное в дружбе – умение понять и прощать.

В. П. Некрасов


Многие литераторы в своем творчестве обращались к теме дружбы. Их выбор несложно объяснить, потому что именно благодаря дружбе человек становится тем, кем он является. Вы когда-нибудь видели человека, у которого совсем нет друзей? Вот и я думаю, что таких людей очень мало. Друг – это человек, который поможет разрешить трудные жизненные ситуации; в его «жилетку» в любое время можно «поплакаться», зная, что рядом с тобой есть надежная опора. Настоящий друг понятно объяснит, если тебе что-то непонятно, и даст объективную оценку происходящего. Друг имеет право говорить правду, не боясь тебя обидеть этим.

А если понимаешь, что друг не готов в любой ситуации поддержать, нужно глубоко призадуматься, кем, на самом деле, тебе этот человек является. С другой стороны – «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», а перефразируя известное изречение, «нечего на друга пенять, коли рожа крива», скажем, что в отношениях нужно помнить – «как аукнется, так и откликнется» Не следует принимать поспешных решений, давать необдуманных оценок в отношении других, не осмыслив собственных поступков!

Возвращаясь к художникам слова, отразившим тему дружбы в своих бессмертных произведениях, мы не можем не вспомнить стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, лирику Михаила Юрьевича Лермонтова, тексты Ивана Сергеевича Тургенева, назидательную прозу Льва Николаевича Толстого, повести и романы Федора Михайловича Достоевского и многих, многих других писателей и поэтов девятнадцатого века. С разных сторон преподносят они нам общение между людьми – у одного оно чистое и благородное, у другого – корыстное и предательское, с тайными намерениями, у третьего дружба перерастает в нечто большее, а у четвертого рушится из-за жизненных неурядиц.

В ряде стихотворений Александра Сергеевича Пушкина, посвященных Лицею («Воспоминания в Царском Селе»), понятие «дружество», которое неоднократно использует поэт, имеет даже более широкий смысл, чем «дружба». Это понятие представляет собой особый круг друзей, который, «как душа, неразделим и вечен», это поэты-единомышленники – та сила, которая, несмотря ни на что, способна поддержать человека в самых трудных, порой кажущихся непреодолимыми, жизненных испытаниях. Это мы можем увидеть в таких стихотворениях, как «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «К Чаадаеву», «К Языкову», «Во глубине сибирских руд…». В этих произведениях мы видим, что человек, являющийся частью «поэтического братства», готов на самопожертвование, понимание и прощение в любой ситуации, а разве не это пример безграничной дружбы и преданности? Поэтические творения А. С. Пушкина наполнены обращениями к друзьям:


Простите, о друзья! Мой бесприютный прах
Не будет почивать в саду, где провождали
Мы дни беспечные в науках и в пирах
И место наших урн заране назначали.

(«Из Андре Шенье»)

Пушкин представляет нам мир единства друзей нерушимым братством, крепким союзом, в котором нет места мелким ссорам и обидам, нет бытовых неурядиц и незначительных вещей. В лицейском союзе все движутся в одном направлении, которое ведет их к общей высокой цели. Все верили в высокий нравственно-эстетический идеал, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Только одни люди, такие как члены «пушкинского братства», этот идеал видят, пытаются достичь его, а другие предпочитают жить вне него. Именно поэтому немало друзей Пушкина стояло на Сенатской площади среди других таких же борцов за идеалы во время восстания декабристов. Многие произведения были посвящены Александром Сергеевичем этому событию. В них чувствовались нота грусти об утрате близких ему людей, горечь потери, неизмеримое желание оказаться в тот злополучный момент рядом с друзьями и разделить их, пусть даже самую тяжелую участь. Но еще тяжелее сознавать, что друг в беде, а ты ничем не можешь ему помочь. Меняется тон стихотворений, которые посвящены лицейской годовщине. Читатель чувствует пессимистичное, мрачное настроение. Горьким ощущением резко изменившейся обстановки, потери близких друзей и тяжелыми предчувствиями наполнены произведения этого периода. Это можно понять: круг друзей становится все уже, и с этим ничего нельзя поделать.


Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.

Свое отношение к товариществу Александр Сергеевич представляет читателю через образы героев романа «Евгений Онегин». Два «друга», Онегин и Ленский, в своем общении показывают нам, что друг – это понятие очень неоднозначное и противоречивое. В конце концов, мы даже начинаем сомневаться, друзья ли Евгений и Владимир или они враги. В диалогах героев чувствуется присутствие автора, он не простой безмолвный наблюдатель, он непосредственный участник событий, его отношение к дружбе мы улавливаем в разговорах героев.

О своеобразном и исключительном отношении к дружбе говорит нам и Михаил Юрьевич Лермонтов устами лирических героев своих стихов. Главный мотив творчества этого поэта – одиночество. Нелегко персонажам его лирики сознавать свою отрешенность от мира, свое вечное забвение в мире одиночества. Но все же герой готов смириться со своей судьбой, понимая, что он не сможет найти своего единомышленника среди окружающих его людей.


Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в отчизне не прощусь –
Никто о мне не пожалеет!..

В стихотворении «Стансы» одиночество лирического героя не навязано ему миром, а избрано им добровольно, как единственно возможное состояние души.

В романе «Герой нашего времени» мы наблюдаем примерно ту же картину отрешенности героя. Это трагедия незаурядной личности, непонимание людей, страх перед вещами «из ряда вон выходящими». Непросто герою дать отчет самому себе о том, что он обречен на непонимание окружающих, тем более это сложно сделать сильному духом человеку. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда человек просто не может найти друга, когда приходится самому преодолевать все жизненные сложности и неоткуда ждать помощи. Но герой может справиться с этим, ведь он уже привык к такому положению вещей и понимает, что он вряд ли что-либо может изменить. Это вызывает у читателей сожаление и сочувствие, такого и «врагу не пожелаешь»!

В жизни Михаил Юрьевич сам был не очень открытым человеком, он скорее любил внутренние беседы, чем разговоры с окружающими людьми. Но в то же время от него никогда не исходило антипатии к светскому обществу, он не отвергал его полностью. Светские вечера не проходили без его присутствия. Поэт был популярен среди женщин, его любили за его талант, за умение, не говоря лживых комплиментов, располагать людей к себе. Но все же найти что-то совершенно свое он не мог. Многие его современники отмечают, что неуловимая грусть всегда была в его глазах. На шумном вечере или в тихой обстановке он никогда не изменял своему меланхоличному настроению. Ему было неудобно жить среди «молвы», способной на жестокость и предательство. Свое отношение к ней поэт в полной мере выразил в стихотворении «Смерть поэта», в котором с горечью сожаления говорит о бессердечности и нежелании понять друг друга. Не только потому, что Лермонтова возмутила холодность людей, но и потому, что он понимал близость своего, очень похожего на пушкинский, конца, поэт так яро защищает дело борца за идеал, его взгляды, принцип жизни в обществе. Это закономерно, что таких гениев слова не понимают простые, непросвещенные люди, их даже корить за это как-то сложно, понимая их отдаленность от мира поэзии и высоких духовных идеалов.

Так, если Пушкин постоянно ведет непрерывный разговор с друзьями:


Каков я прежде был, таков и ныне я:
Беспечный, влюбчивый. Вы знаете, друзья,
Могу ль на красоту взирать без умиленья,
Без робкой нежности и тайного волненья, –

то для Лермонтова, его лирического героя нет места в душе теплым, доверительным отношениям к людям:


С тех пор, как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В сердцах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

В заключение хочется заметить, что, как бы по-разному ни смотрели на вопрос дружбы люди, они всегда выделяют в ней главное, то, без чего она невозможна, – совершенное доверие и понимание, а это, в свою очередь, ключ к умению простить друга за его ошибки.

«Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (В. Г. Белинский). (По произведениям А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова)

Человеческая душа находится в центре внимания русских писателей на протяжении всего времени существования русской литературы. Если обратиться к творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, то можно заметить, что эти авторы являются тонкими знатоками внутреннего мира человека и пытаются заглянуть во все тайные уголки его души. Неудивительно, что душа человека оказывается тесно связанной с искусством, ведь именно оно может оказать самое сильное воздействие на формирование личности.

Русский критик XIX века В. Г. Белинский отметил именно эту отличительную черту искусства. Наиболее ярко данное высказывание отражено в произведении А. П. Чехова «Ионыч». Доктор Старцев, познакомившись с семьей Туркиных, попадает в мир беззаботных, добрых людей. Они стараются приобщиться к искусству, в их доме тепло и уютно, их любят друзья и соседи. Автор вначале иронизирует над бытом героев, наделяет их речь странноватыми фразочками типа «Здрасьте пожалуйста» и так далее, издевается над плодами их творчества. Но, однако, не будем забывать, на каком фоне происходит развитие повествования.

Главный герой, не видящий смысла своего существования, неспособный к любви, к верности, то есть ни к чему человеческому, не может судить Туркиных. Время расставляет все по своим местам… Ионыч теряет человеческий облик, превращаясь в законченного циника и скупердяя, Котик открывает в себе способность к истинной любви, и даже пошлые Туркины в целом меняются. Как бы они ни существовали, но смогли интуитивно уловить необходимость принадлежности к искусству.

В целом, если рассуждать теоретически, то, конечно, искусство, являясь резервуаром чистой духовности, при контакте с человеком должно сильнейшим образом воздействовать на его личность. Однако весь вопрос состоит в готовности человека принять от искусства импульс благодати. Если человек готов, если ему близко и понятно продиктованное искусством, то он воспримет сей импульс верно и начнет действовать адекватно. Ну а если не готов? У Ф. М. Достоевского есть рассказ «Неточка Незванова», в котором писатель со свойственной ему гиперболичностью и мрачностью описывает существование скрипача-самоучки. Отец главной героини – человек нищий, слабый и рефлексирующий – доводит до нищеты и унижения всю свою семью, издевается над женой и постоянно жалуется, что они – его жена и дочь – держат его в оковах быта и не дают реализоваться как талантливому музыканту. Но на смену малодушию приходит настоящее искусство, и самоучка, услышав гениального скрипача, в буквальном смысле слова сходит с ума. Истинное искусство разрушает домыслы и метаморфозы больного и рефлексирующего сознания.

В целом, если человек не равнодушен к искусству, то оно окажет на него громадное влияние своей проникновенной божественной составляющей. Но если он не восприимчив, то, как ни старайся, он просто не сможет постичь воздействие благодати.

Гениальный Пушкин сравнивает свою жену с Мадонной Рафаэля («чистейшей прелести чистейший образец…»). Он, как поэт, тонко понимает силу воздействия истинного искусства на душу читателя и не находит эпитета, глубже и точнее передающего всю нежность и восхищение лирического героя прекрасным обликом своей спутницы жизни. «Сикстинская мадонна» Рафаэля, являясь совершенным образцом высокого Возрождения, олицетворяет идеальное воздействие искусства на душу человека.

Как бы то ни было, искусство способно сделать человека лучше, благороднее, выше и чище духовно, но, насколько он будет готов к такому преобразованию, зависит от многих факторов. От того, насколько человек стремится к совершенствованию, от того насколько он воспринимает искусство. Искусство сделает человека чище и благороднее, но лучше ли? Объективно – да, но как это воспримут окружающие? Чистота души, являясь основой обаяния, его причиной и целью, привлекает людей как отблеск истины. Совесть, являясь лучиком божественного света, отражает самые лучшие душевные качества человека. Искусство же, делая человека более восприимчивым к иррациональным составляющим мира, пробуждает его к иному видению собственных поступков, что в свою очередь способствует объективизации собственных деяний и более строгому их оцениванию.

Человек, приобщенный к искусству, развивая тонкие структуры своей души, сдвигает собственное восприятие мира в сторону духовных и нравственных категорий и норм. Он не сможет отныне так же материалистично подходить к ситуации, как человек прагматичный и от духовности далекий. Облагораживает духовность, искусство же, являясь ее носителем, способствует изменениям человеческой личности в лучшую сторону. Однако не стоит забывать о специфической сути образного искусства. То есть человек, далекий от музыки, не сможет «облагородиться», какие бы музыкальные шедевры ему ни преподнесли. Это должно быть искусство, к которому человек не равнодушен, которое ему нравится, может быть, в которое он влюблен. Так, Старцев, далекий от музыки и театра, литературного чтения и лирики, мог бы проникнуться художественной лепкой или балетом – он же врач. Но ему не было дано такой возможности. Пушкин же, сравнивая с Мадонной свою жену, дает нам понять, что шедевры искусства не находятся в музеях, а пребывают в наших сердцах и проявляют себя по мере необходимости поиска нужной метафоры. Искусство с нами всегда как единственный способ сделать нас благороднее, чище, красивее. Человеческая сущность стремится к совершенствованию, к любви, к красоте, к прекрасному, а что если не искусство является его носителем. Именно через механизмы восприятия искусства человек расширяет свои духовные границы, становится чище, тоньше, мудрее. Нужно лишь не забывать об этом и всячески пытаться приобщиться к истинным шедеврам мировой художественной сокровищницы.

«Настоящий писатель что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям XIX века)

Люди всегда хотели заглянуть в будущее. За завесой неведомого им мерцала неуловимая истина. Предупрежденный – вооружен, и люди жаждали получить это предупреждение, даже там, где это было невозможно. И рыдала жрица Аполлона в Дельфах, и Нострадамус разворачивал свой свиток, и астрологи делят людей на двенадцать групп по типу будущего. И с древних времен гадают по ночам девушки, напряженно близорукими глазами вглядываясь в угрожающую тьму времени. Ужас неведения не рассеять, не получить ни одного достойного рецепта только для себя, а полустертые руны знаков, разбросанные по полям судьбы, медленно, но верно поглощают леность и забвение. Времена древних пророков ушли. Не ради пользы вещали они миру свои откровения, но открывали дверь истины, смысла бытия, отверзали тайны человеческого духа. Как добросовестные лекари, они не кликушествовали о своих страхах и надеждах, но смело и ласково указывали людям на их недостатки, приоткрывая по пути величайшую тайну замысла Божьего, с испугом и благоговением. Искусство вышло из жреческого служения, вышло, но не отделилось от него и всегда осознавало себя с ним связанным. Пророку, возвещающему глас Божий, литература наследовала образом поэта-пророка, говорящего по наущению Божию или заменившего собой пророка, поэта-богоборца. И образ царственного аскета, которому открылась истина, преследовал художников.

Известнейшим стихотворением девятнадцатого века о пророке является, конечно, стихотворение А. С. Пушкина. Его «Пророка» «растащили» на цитаты. Пушкин не унизил стихотворение изощренной формой, нет даже деления на строфы, это не безделушка на тему, а страстное, сосредоточенное размышление, которое не должно охлаждать арифметически точное оформление. В самом стихотворении даны поразительный, освежающий и возвышающий душу образ откровения, превращение низменной природы человека в гордую природу Божьего слуги. Такое преображение возможно только по собственной воле, более того – по собственному страстному желанию, недаром лирический герой «духовной жаждою томим».

Желанная встреча с шестикрылым Серафимом происходит в пустыне, месте, связанном с новозаветной историей (Иисус проповедовал в пустыне, и в пустыне свершилось Его искушение). Далее следует описание ужасающей операции, в ходе которой и обретается прозрение. Это изменение зрения, слуха, языка и сердца. Зрение издревле расширялось до мировоззрения, не зря Эдип, узнав о своих злодеяниях, ослепляет себя, взгляд соблазняет на грех, зрение ограничивает миром телесным, ощутимым, зрительно воспринимаемым, ограничивает в пределах поля зрения, отвлекая от незримого. Но серафим не лишает героя зрения, он только проясняет его, обостряет до последней тонкости. Это расширение взгляда и вверх («И внял я неба содроганье, / И горний ангелов полет»), и вниз («И гад морских подводный ход»), и вширь («И дольней лозы прозябанье»). Это обострение до видения незримого («горний ангелов полет»).

Молниеносное прозрение приводит героя в ужас, его взгляд автор сравнивает со взглядом «испуганной орлицы», а орел воспринимается как одно из самых мужественных существ. Описывать видимое на таком уровне человеческим языком нельзя. Язык наш – враг наш, как известно, источник злословия и сожалений о сказанном. Эту его природу подчеркивает автор, но самое большое его зло – невозможность отразить открывшуюся герою действительность, он «празднословный и лукавый». Это, кстати, подчеркивается и языком стихотворения, которое написано высоким слогом, изобилующим устаревшими словами и оборотами. И наконец, последнее, что подвергается изменению, – сердце героя. В сердце гнездятся и привязанность к пороку, и трусость, и слабость, и любовь. Позиция автора подчеркивается использованием эпитета «трепетное» и той деталью, что в ходе преображения в пророка сердце замещается углем. Горящее сердце – символ высоких побуждений и самоотверженного служения человечеству. Только такой человек способен воспринять глас Божий и возвещать истину. Его долг теперь – использовать дарованное во благо людям, очищать их словом: «Глаголом жги сердца людей!»

Этим воззванием к пророку завершается пушкинский «Пророк». Служения в стихотворении нет, зато оно есть в одноименном стихотворении М. Ю. Лермонтова. Оно начинается там, где заканчивается стихотворение Пушкина («С тех пор, как вечный Судия / Мне дал всеведенье пророка…»), но «всевидение» пушкинского героя становится «всеведением» героя Лермонтова, пророк стал не «глаголом жечь сердца людей», а «провозглашать… любви / И правды чистые ученья». Совершилась почти неощутимая, но все же подмена пророка – пушкинский пророк, лишенный своего «я», отданный Божьей истине, очищенный и принадлежащий вечности, превратился в оратора, дерзающего судить и лелеющего свои суждения. Если пушкинский пророк изначально принадлежал миру, то пророк Лермонтова от мира отделен. Не пророк осужден миром – мир осужден пророком. Пророк, углубленный в чтение «страниц злобы и порока», не дает надежды миру, а лишь грозит и обрекает на муки. Отсюда рождается парадокс: пророк, посланный в мир для блага мира, оказывается миру не только не нужным, но и враждебным.

В результате в стихотворении появляется не пушкинский добровольный уход от мира во имя мира, а изгнание, слившееся с отказом. Пророк возвращается в пустыню, ту самую, где произошла встреча с серафимом и откуда он ушел к людям. Это возвращение к началу, отказ от движения, обращение с Божьим словом к тем, кто и сам его слышит (птицы и звезды, обитатели мира высокого). Данное описание отсылает нас к реальному житию, повествующему о пророке, который спасался в пустыне и которому служили вороны. Завершается стихотворение тем же противостоянием «поэт – люди», но теперь это не служение, а столкновение, вынужденное и жестокое. Город отвергает пророка («как презирают все его!»), но и он отвергает город: «пробираюсь торопливо». И новыми пророками оказываются старики, которые завещают свою ненависть детям. Их речью и заканчивается стихотворение.

Конец пути пророка звучит в одноименном стихотворении Некрасова: поэт гибнет за правду («…он видит невозможность / Служить добру, не жертвуя собой»). Этот пророк – не отверженный, но мир полностью исчезает в этом стихотворении. «Другие», то есть окружающие, названы только один раз, и то скорее как штамп. Мы видим пророка, чей образ свернулся до его смерти, и смерть, таким образом, как и жизнь, оказывается «лишь для себя». Исподволь доказывается бессмысленность пророческой деятельности в ее классическом виде: «глаголом жги сердца людей».

И этот пророк, пророк умирающий, заканчивает историю русских пророков девятнадцатого века. Он доводит до логического конца то движение внутрь себя, то отдаление от божественного откровения, которое началось уже в лермонтовском тексте. От высокого глагола Пушкина поэзия пришла к площадному слогу Некрасова. В веке двадцатом каждый сам себе будет пророком, значит, пророком не станет никто.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Готовимся к итоговому сочинению 2016-2017 Направление «Дружба и вражда» Подготовила Зубарева Е.Ф. МОБУ СОШ с.Дмитриевка

2 слайд

Описание слайда:

В основе направления лежат полярные события, связанные с такими понятиями, как дружба и вражда. Если обратиться к толковому словарю С. Ожегова, то можно определить следующее: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Вражда – отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью. В словаре антонимов эти слова представлены как антонимическая пара.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

*Дружба между людьми, значение и ценность дружеских отношений Предложенное направление можно рассматривать в разных аспектах: *Дружба и вражда между поколениями, человеческими сообществами. *Теплота человеческих отношений или неприязнь людей. *Перерастание дружбы во вражду или наоборот. *Дружба человека и животного и т.д.

5 слайд

Описание слайда:

Какие формулировки тем могут быть? 1. Какие качества раскрывает в человеке дружба? 2. Друг и приятель – в чём разница? 3. С другом друг браниться – недруг веселится. 4.Человек часто сам себе злейший враг. 5.Согласны ли вы с тем, что друг познаётся в беде? 6. Самое главное в дружбе – умение понять и прощать. 7. Может ли дружба перерасти во вражду? 8. «Нет уз святее товарищества» (Н.В. Гоголь) 9. Друг познаётся в беде. 10. Что такое настоящая дружба? (и др.)

6 слайд

Описание слайда:

Размышляя над предложенной темой, можно опираться на известные высказывания, определения, пословицы, афоризмы. Синонимы слова ДРУЖБА Дружелюбие Лад Мир Согласие Побратимство Братание Единение Общение и т.д. Синонимы слова ВРАЖДА Антагонизм Злоба Недоброжелательство Нелюбовь Ненависть Неприязнь Рознь Недружелюбие и т.д.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга. У. Шекспир Эта тема предполагает сопоставление не только двух героев, но и, вероятно, сильные и слабые стороны человеческого характера. “ ”

9 слайд

Описание слайда:

Примеры из художественной литературы. «Война и мир» Л.Толстой. Пьер безухов и Андрей Болконский. Дружба, которая предполагает, что друг принимает своего товарища таким, какой он есть, прощая ему какие-то слабости. Почему? Да просто с ним легко, он понимает тебя, помогает советом… Просто с ним можно быть самим собой…

10 слайд

Описание слайда:

«Отцы и дети» И.С.Тургенев Базаров и аркадий Кирсанов. Можно ли назвать дружбой отношения Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова? Аркадий и Базаров непохожие люди. Дружба даёт трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю, так как это чувство даётся им по-разному. Они прощаются навсегда, Базаров не находит для Аркадия ни одного дружеского слова. Дружба не может быть основана на подчинении одного другому. Вывод: их взаимность нельзя назвать дружбой.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

М.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин и грушницкий. От дружбы до вражды один шаг. Сверстники, сослуживцы, но в душе не питают тёплых отношений друг к другу. Печорин – язвительный, эгоистичный, но рассудительный. Грушницкий – многословный, не обладает яркими чертами характера, изначально неискренний, «рядится в чужие одежды» (солдатская шинель). Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет прощать слабости, видит его насквозь. «Я его понял, и он за это меня не любит, хотя наружно мы в самых дружеских отношениях» (Печорин о Грушницком). Итог – дуэль. Печорин считал, что «в дружбе один раб другого», но дружба на этом не может быть основана.

13 слайд

Описание слайда:

Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают своё жизненное путешествие дельные и порядочные люди. А.И.Герцен Итак, дружба – это бесценный клад в жизни. И человек, который умеет ценить дружбу, не должен сеять вражду, ибо дружба строит, а вражда только разрушает. Надо беречь дружбу – это святое чувство. “ ”

14 слайд

Описание слайда:

Литература и интернет-ресурсы: 1. Материал вебинаров сайта «Могу писать» (вебинары «Итоговое сочинение»). 2. В.Н.Мещеряков. «Учимся начинать и заканчивать текст». Литагент «Флинта»,2014. 3. Д.И.Архарова. «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку…»Екатеринбург, 2016. 4. Д.И.Архарова. «Итоговое сочинение 2016/2017. Методические рекомендаци преподавателям, матеиалы к урокам».